Это научное издание посвящено вопросам, связанным с подделками средневековых рукописей, в том числе их основным разновидностям и способам выявления, а также значению, которое могут иметь подобные фальшивые раритеты. Ведь главной проблемой является не только материальный ущерб, который терпит коллекционер, приобретающий ненастоящий шедевр для личного собрания, но и то, что такой, якобы вновь обнаруженный, текст входит в научный обиход. «Специфика любого поддельного манускрипта заключается в том, что он претендует не только на свою физическую уникальность (самый древний, автограф или копия с автографа, переписан известным каллиграфом и т. п.), но и всегда представляет какую-то редакцию текста. В этом главная научная проблема физических подделок. После публикации и обнародования текст «уникального» манускрипта, как более надёжный, начинает заметно влиять на характер дальнейших исследований, пока не выяснится, что рукопись, в которой он представлен, была сфабрикована». В книге подробно описано, как в результате проведенного учеными анализа выяснилось, что текст «Сииасат-нама / Сииар ал-мулук» («Книга о правлении» / «Жития владык»), приписываемый визирю Низаму ал-Мулку, на самом деле был скомпилирован выдающимся персидским поэтом Мухаммадом Му‘иззи Нишапури, главой департамента поэтов при султане Меликшахе из династии Сельджукидов. Знаменитый Низам ал-Мулк был уроженцем Хорасана. Благодаря своим талантам государственного деятеля он сумел подняться до высшей придворной должности визиря, которую занимал при двух сельджукидских султанах на протяжении почти 30 лет. Низам ал-Мулк основал ряд учебных заведений, которые в его честь получили общее название «Низамия» и были расположены в каждом сколь-нибудь значимом городе или даже селении державы Сельджукидов. Еще он был известен своим противостоянием лидеру ассасинов Хасану ибн Саббаху, иначе именуемому Старцем Горы. Именно покушение, организованное ассасинами, и стало причиной гибели Низама алМулка. Долгое время визирь Низам ал-Мулк считался предполагаемым автором «Книги о правлении», где изложены принципы построения государства. Но теперь, как и показано в этом исследовании, специалистам удалось выяснить, что подготовил текст тот же, кто его якобы впервые обнаружил, то есть поэт Мухаммад Му’иззи Нишапури, автор ряда произведений классической персидской поэзии. Представляя султану неизвестный трактат погибшего визиря, Нишапури рассчитывал получить в качестве награды должность при дворе.
Автор: Ольга Шатохина, Алекс Громов