Его знали в Европе и на Востоке под разными именами. Персидского ученого чье полное имя было Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, в средневековых европейских королевствах называли Авиценной.
«Авиценна, несомненно, является одним из тех философов, которые оказали наибольшее влияние на философию как на Востоке, так и на Западе. В автобиографии он упоминает, что, посвятив себя учению и чтению, он продолжил изучение логики и всех отраслей философии. В это время он ни разу не спал в течение всей ночи и не отвлекался на другие вещи в течение дня. Для каждого доказательства, о котором он читал, он подготовил карточку, в которой он тщательно проанализировал его силлогистические посылки и его логический аргумент, заботясь о том, чтобы аргумент был убедительным».
Голамреза Аавани. Мусульманские философы, повлиявшие на развитие фундаментальных идей мировой философии: краткий обзор основных концепций (Сборник «Революция и эволюция в исламской мысли и истории»)
О нем и его знаниях слагали легенды, а спустя века – сочиняли романы, снимали кинофильмы и сериалы.
О жизни Ибн Сины даже в наше время ученым известны далеко не все подробности. Он появился на свет в августе 980 года неподалеку от Бухары, где его отец был чиновником, сборщиком податей.
Получив с детских лет прекрасное домашнее образование, Ибн Сина познакомился с трудами Аристотеля и Птолемея. Уже в юности он прославился своей мудростью и стремлением к познанию. Авиценна решил посвятить себя постижению самых разнообразных наук, причем изучал их он самостоятельно, поскольку не мог найти ни достойных учителей, ни интересующих его достоверных сведений в старинных рукописных фолиантах и у современных ему мудрецов.
В четырнадцать лет Ибн Сина сосредоточился на изучении медицины. Его учителем и наставником стал известный врач и автор медицинских трактатов Абу Сахл Масихи (Абу Сахл Иса ибн Йахйа ал-Масихи), ученый и поэт, родившийся на севере Персии около 970 года, и получивший образование в Багдаде. Его перу принадлежит труд «Сто книг по медицинскому искусству».
Уже спустя десятилетия своей бурной жизни, Ибн Сина так рассказывал о былом: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Одной из проблем восточных врачей того времени было, что они не могли осматривать заболевших девушек и женщин. Но как тогда выяснять, какой недуг поразил пациентку, и в чем его причина? И тогда Ибн Сина освоил китайское учение о диагностике по пульсу, точнее по его частоте и наполненности.
В одном из старинных восточных преданий рассказывается, что когда у богатого бухарского купца внезапно заболела юная любимая дочь, то по совету знакомых, купец, не получив помощи от других врачей, попросил помощи у молодого Ибн Сины. Тот пришел, поговорил с девушкой, взял ее за запястье, после чего зачем-то, к изумлению купца, стал перечислять вслух названия соседних бухарских улиц. Затем, выбрав одну из улиц, Ибн Сина сказал купцу, что ему нужен список всех тех, кто живет на этой улице. Купец не стал спорить с врачом и приказал своим слугам быстро составить требуемый список.
Когда же Ибн Сине принесли список живущих на той улице, то он стал зачитывать его слух, глядя на девушку и снова держа ее за запястье.
Потом Ибн Сина поговорил с купцом, рассказав, что у того есть только один способ избавить дочь от смерти – она умирает от тоски в разлуке с бедным юношей, который живет на той улице. Дочь боялась, что если она расскажет отцу о своей любви, то он разозлится, не захочет этого брака и быстро выдаст ее замуж за другого. Того, кого он считал более достойным. И, как гласит предание, купец поверил Ибн Сине, послушался его совета и выдал свою дочь замуж за того, кого она любила.
Уже в шестнадцать лет Ибн Сина, получивший известность как умелый врач-практик, был приглашен как медик ко двору заболевшего бухарского эмира, которого никто из придворных врачей не мог вылечить. Ибн Сина смог определить болезнь и помочь правителю. В благодарность за это эмир сделал его своим личным врачом и разрешил пользоваться знаменитой дворцовой бухарской библиотекой. Позже Ибн Сина получил неформальный титул «владыки (князя) врачей».
Через несколько месяцев после исцеления эмира Ибн Сина покинул родную Бухару и отправился в Хорезм, где трудился в «Академии Мамуна». Это был один из крупнейших научных центров Востока того времени, сообщество прославленных ученых. В 992 г. в столице Хорезма Гурганче стал править Абу Али Мамун. Он, а затем его сын сыном Абу Хасан Али ибн Мамун (999-1009) были просвещенными правителями и поэтому стали приглашать в Хорезм ученых и создавать им благоприятные условия для научной работы. Так была создана «Академия Мамуна» (точная дата возникновения неизвестна), которая просуществовала до 1017 года.
Среди ученых Академии были: энциклопедист Абу Райхан Беруни, автор 150 книг, предсказавший лунное затмение в 1004 году; Абу Мансур Ирок, учитель Беруни, автор более 30 книг по математике и астрономии; переехавший в Хорезм в 997 году медик Абу Сахл Масихи; Абу Хайр Хаммор и многие другие ученые, чьи имена спустя столетия уже забыты.
В Академии исследовали астрономию, математику, медицину, химию, физику, географию, минералогию, историю, философию и другие науки. Как философ
«Ибн Сина предложил теорию о том, что все вещи в своей самости являются возможными. Благодаря самостно-необходимому Первоначалу они обретают актуальное бытие и становятся необходимыми благодаря другому»
А. А. Лукашев. Мир смысла в немногих словах
Ибн Сина начал писать в Академии основу своего выдающегося медицинского трактата – «Канон врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и уникального энциклопедического труда по всем основным областям знания того времени – «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа).
В 1008 году Ибн Сина покинул Хорезм. Падишах Махмуд Газневи, спесивый владыка могущественного Газневийского султаната, потребовал от правителя Хорезма отправить ему ко двору всех ученых. Чтобы не вызвать гнева Махмуда Газневи, ученым Академии сообщили эту новость, но не стали отправлять их под охраной, которая бы на самом деле служила конвоем. Ибн Сина вместе с Абу Сахл Масихи ночью тайком покинули Академию и столицу Хорезма и отправились в странствия. В 1010 году при переходе через Каракумскую пустыню, направляясь в Персию, Абу Сахл Масихи умер, а Ибн Сина выжил и оказался в Персии, при дворе эмира Кабуса, поэта и ценителя ученых.
«Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т. д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины — «Канон врачебной науки» (Канун ат-тибб) написан в 1013–1021 гг. В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т. д. Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, — «Книга исцеления» (Китаб аш-шифа), значительную часть которой составляет «Книга о душе». Под названием «Liber de Anima» она получила известность в Европе уже в середине ХII в., когда была переведена на латинский язык. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485 г. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в «Книге знания» («Даниш-намэ»)».
История арабо-мусульманской философии. Под ред. А.В. Смирнова
Прошли годы и Ибн Сина был приглашен заниматься и государственными делами. Он даже занимал пост визиря в Хамадане. Но мудрец и врач Ибн Сина не был опытным корыстолюбивым придворным, и поэтому в результате интриг и борьбы за власть с недовольными им местными военачальниками лишился должности, попал у эмира в опалу и вынужден был отправиться в изгнание. Но спустя несколько дней эмир заболел, и, нуждаясь в помощи лучшего известного врача, повелел найти и вернуть Ибн Сину.
«Существует путь, которым необходимо пройти от познанного к непознанному, дабы познать его. Логика и является той наукой, в которой раскрывается, как непознанное познается через познанное, что является истиной, что ложно и скольких видов бывает каждое из них. Логика — наука-мерило, а другие науки — науки о пользе и ущербе. Спасение людей происходит путем очищения души, а очищение души происходит путем постижения форм ее бытия и предохранения ее от осквернения [человеческой] природы. Путь же к этим двум — через знание, а всякое знание, которое не взвешено на весах [разума], не является достоверным и, следовательно, не является истинным знанием. Поэтому необходимо изучать логику».
Ибн Сина. Книга знания (Перевод А. Богоутдинова)
Было в жизни Ибн Сины и заточение в крепости, и скитания, и годы жизни в Исфахане, где он и завершил свой знаменитый труд «Канон врачебной науки», ставший на долгие столетия лучшим трактатом по медицине не только на Востоке, но и на Западе. Умер Ибн Сина в июне 1037 года в Хамадане. В центре города находится мавзолей великого ученого.
Автор: Алекс Громов
Источник: http://terraart.ru/?p=10146