Вторник, 19 ноября, 2024
ДомойИсследованияОпределение исламской экономической науки

Определение исламской экономической науки

Термин «исламская экономическая наука» можно описать следующим образом: «Исламская экономическая наука включает в себя изучение областей науки, основанных на предположениях существования исламской аксиомы в социальной, политической и юридической сферах, а также на наличии системы ценностей и морали, которые контролируют экономическое поведение женщин и мужчин в исламском обществе». Указанное определение «исламской экономической науки» аналогично тому, как «капиталистическая экономическая наука» рассматривает аналитические проблемы экономики, основываясь на капиталистических моделях. В этом подходе исламская экономическая наука становится лишь ответвлением экономической науки, которую следует исследовать наряду с другими экономическими системами.

Результат этого заключается в том, что данная категория экономической дисциплины нуждается в точном описании модели, аксиом и правил системы исламской экономики, а также в анализе влияния ее реализации на экономические величины и решения экономических факторов системы. Кроме того, становится очевидным, что подобно другим сходным категориям, относящимся к другим экономическим системам, некоторые из инструментов экономического анализа, возможно, не будут соответствовать некоторым аксиомам классической экономической системы. Эти инструменты следует реформировать или сменить, однако, поскольку такие изменения не нанесут удар по независимости капиталистического и марксистского экономических учений, то исламская экономика не может быть рассмотрена в качестве другой ветви знания по отношению к классической экономической науке, которую некоторые из мусульманских авторов назвали «классической экономикой». С этим, возможно, не согласятся Акрам Хан (его определение следующее: «Исламская экономическая наука стремится исследовать спасение человека, которое приобретается с помощью организации ресурсов Земли на основе кооперации и соучастия».Akram Khan, 1983: p. 55–61) и Хасан уз-Заман (Hasanuz Zaman, 1983: pp. 51–53), поскольку они рассматривают исламскую экономическую науку как замену классической экономической науке. Они описывают исламскую экономическую науку согласно исламским предположениям о мировоззрении, другими словами, принципы «спасения» у Акрама Хана и принципы «мусульманского права» у Хасана уз-Замана являются таковыми, что экономическое поведение человека может определяться только воздействием исламских отношений и для достижения цели одобрения Бога (Всевышнего и Преславного).

Для объяснения своих определений Хан и Заман, вместо того, чтобы стремиться к определению одной из подкатегорий экономической науки, которая применяется в рамках системы исламской экономики, предложили другие определения «экономической науки» в рамках исламской экономики.

С другой стороны, Мухаммад Ариф в своих исследованиях видел «исламскую экономическую науку» в одном ряду с «социалистической экономической наукой» и «капиталистической экономической наукой». Классифицируя их таким образом, он ставил задачу обращения в конечном итоге к классическим экономическим системам (его определение следующее: «Исламская экономическая наука состоит из исследования поведения мусульман, которые доверенные им ресурсы, организуют для достижения цели спасения». Muhammad Arif, 1984: pp. 87–103).

Каждая из вышеуказанных экономических систем имеет свою особую модель. Кроме того, он признает, что исследование этих трех систем само по себе является категорией экономической науки. При этом необходимо отметить, что в своих исследованиях Ариф не борется против классического определения экономической науки, хотя он выступает против предположений утилитаризма, который, по мнению Роббинса (Ариф спорит с определением экономической науки Роббинса там, где он говорит: «Наука, которая исследует поведение человека как связь между целями и редкими ресурсами, имеющими различное применение». Ibid; pp.91–92), формирует поведение человека.

В понятии «исламской экономической науки» Сайф ад-Дин Тадж ад-Дин рассмотрел систему экономической политики, которая руководствуется Кораном и Сунной в противодействии трудностям, возникающим в классической экономической науке (Nageldin, 1994: pp.97–100). Для него центр исламской экономической науки состоит из «императивной политики вмешательства», которая по причине алчности человека очень необходима, и, следовательно, исламская экономическая наука для Тадж ад-Дина выступает, в определенной степени, научной базой для политиков, которая помогает им принять верное управленческое решение. Исходя из вышесказанного, аналитическая часть экономической науки – это очевидная необходимость для политических выводов, поскольку человек должен знать «то, что существует», чтобы он смог предложить «то, что должно быть».

Точка зрения Зидана Абу аль-Макарима схожа с взглядами экспертов по мусульманскому праву, поскольку они классифицировали любую категорию исламских исследований как науку (например, науки права наследования и науки толкования Корана), с этой целью для определения науки он предложил 10 критериев. Вышеупомянутые критерии включали в себя название, определение, предмет и источники (AlMakarim, 1974: p. 35).

С помощью этих критериев Абу аль-Макарим пришел к выводу о том, что исламская экономическая наука по своей сути является уникальной наукой (Ibid: p. 37). В своих трудах он называет ее «наукой экономической справедливости». Его определение исламской экономической науки, возможно, соотносится с определением «науки», которое затем предложил Зарга, то есть это «любой вид организации и классификации знания» (Zarqa: p. 38).

Кажется, что вопросов, которые появляются в вышеупомянутых сочинениях об исламской экономической науке, ее определении, сфере и достоверности в качестве науки, а также о необходимости упоминания слова «исламская» после слова «экономика», будет больше, чем ответов на эти вопросы.

При объяснении этого вопроса определения исламской экономической науки делятся на две группы:

— первая группа включает в себя определение Замана и Аль-Макарима. Основной акцент этих определений делается на принципах и правилах мусульманского права, составляющих рамки и сферу экономических систем. Эти определения указывают на то, что Зарга назвал императивной частью исламской экономической науки (Ibid: AlSadr,1968: pp.290–291) – в том значении, в котором люди будут соблюдать исламские принципы, почерпнутые из основных исламских источников. Определение, которое представил Тадж ад-Дин, возможно, прибавится к вышеуказанной группе определений, поскольку оно указывает в своей концепции на макроэкономическую политику императивной экономической науки. Эти императивные определения только в рамках исламской экономической системы используют только ту часть, в которой ислам призывает к ее созданию на Земле путем веры, убеждения и человеческих стремлений;

— вторая группа включает в себя определения, которые предложили Хан и Ариф. Основная концепция этих определений состоит из норм поведения человека, рамки которых созданы посредством системы исламской экономики. Ввиду того, что определения в целом охватывают исследование системы исламской экономики, определения Садра и Зарги занимают место в ряду этих определений. То, что Шахид Садр предложил под названием «научная обязанность» и «обязанность школы» и, как следствие – обязанность исламской экономической науки, показывает нам, с одной стороны, открытые состояния, которые находят реальные перемены жизни в обществе, осуществляющем систему исламской экономики, а с другой стороны, это приподнимает завесу тайны с сущности самой системы исламской экономики (AlSadr, 1968).

Зарга в своих исследованиях также допускает, что исламская экономическая наука состоит из двух частей:

1. Первая часть – это понятие экономической системы в исламе.

2. Вторая часть исследует поведение мусульман в этой системе (Следует учитывать, что Зарга и Садр имели разное мнение о том, является ли исламская экономика в двух своих частях единой наукой или нет. Зарга, стр.31–39).

Источник: Исламская экономика: сб. статей / пер. с перс. Ч. Хамидовой, В. Вдовина, Б. Норика, Дж. Мирзоева; науч. ред. С.Ю. Бабенкова. – М.: ООО «Садра», 2018. – С. 42–46.

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ