Этот научный труд – плод многолетней работы ведущих российских специалистов по истории исламской философии. Он вышел в свет под редакцией академика А.В. Смирнова, директора Института философии РАН. В начале книги описано, как формировалась цивилизация Востока, складывались ее традиции, мировоззренческие идеи и этика. Дальнейшие главы посвящены арабскому языку и языковой среде, философской картине мира, возникновению и развитию арабо-мусульманской философии. Среди известных средневековых философов Востока, представленных в издании — Абу Наср ал-Фараби. О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, зато – много легенд и преданий. Ал-Фараби родился в 870 году в местности Фараб на Сырдарье, но многие годы провел в Багдаде, изучая различные науки и языки (арабский, персидский, сирийский, греческий). В 941 году ал-Фараби переехал в Дамаск. «Стоик по этическим убеждениям и аскет по образу жизни, он, как сообщают некоторые источники, днем работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды, в частности, закончил начатое в 940 г. фундаментальное сочинение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»… Творческое наследие ал-Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока (комментарий ал- Фараби к «Метафизике» Аристотеля помог Ибн Сине постичь мудрость книги Стагирита). Его комментаторская работа охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, его «Этику», «Риторику», «Поэтику», «Метафизику», а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия». Причем во многих случаях комментарии ал-Фараби представляли собой не просто пояснения, а оригинальные тексты с его собственными идеями. В издание включена обширная антология переводов классических философских текстов, которые помогают читателю получить из первых рук знания о взглядах таких мыслителей, как Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Кирмани, Джалал ад-Дин Руми, Мулла Садра и многих других.