1. Широта души: «Инструмент руководства и управления – широта души» (Нахдж ал-балага. Мудрое изречение 176), «Поступайте с людьми справедливо и проявляйте терпение в удовлетворении их нужд, ибо вы казначеи народа, доверенные люди общины и посланники имамов» (Там же. Письмо 51). Проявлениями широты души Имам называет приветливость, мягкость характера, а также благодушное и доброжелательное общение с народом (Там же. Письмо 27, 50, 53, 76).
2. Сдержанность: «Всякий, кто поступает сдержанно, добьётся успеха» (Гурар ал-хикам. Т. 2, с. 158), «Когда станешь у власти, ты должен проявлять обходительность и выдержку» (Там же. Т. 1. С. 275).
3. Справедливость: «Самым одобряемым из всех дел для тебя является наиболее уравновешенное из них в истине, самое полное из них в справедливости и самое всеобъемлющее в привлечении довольства народа» (Нахдж ал-балага. Письмо 53).
4. Умеренность: «Уклонение влево или вправо есть заблуждение, а прямой, умеренный путь – это просторная дорога к истине. Вечная Книга и следы пророческой деятельности освещают этот путь. С этого пути проистекает Сунна, и к этой же цели – конечное возвращение» (Там же. Хутба 16).
5. Предвидение будущего: «Лучшим поводом для умножения разума является наставление» (Гурар ал-хикам. Т. 1, с. 196), «Всякий, кто приступит к работе без внимания к будущему, тот навлекает на себя трудности» (Тухаф ал-‘укул, с. 60).
6. Совет и наставление: «Нет мудреца, который не нуждался бы в совете» (Гурар ал-хикам. Т. 2, с. 354), «Воистину, не следует советоваться с людьми трусливыми, скаредными, лживыми, невежественными и глупыми» (Васа’ил аш-ши‘а. Т. 8, с. 426).
7. Воздержание от поспешности и слабости: «Воздержись от дел, время совершения которых ещё не пришло, и не проявляй беспечности в делах, срок исполнения которых настал. Не упорствуй в делах сомнительных и не проявляй слабости в делах, когда открылся путь их совершения. Итак, для каждого дела отведи своё место и исполняй его в надлежащее время» (Нахдж ал-балага. Письмо 53).
8. Отрицание господства: «И не говори: “Вот, я теперь владею ими. Я отдаю повеление, и они повинуются”, ибо это – начало пути к развращению сердца и разрушению религии; это – приближение к изменению» (Там же).
9. Соблюдение договоров: «Воистину, верность – близнец праведности. Я не знаю щита прочнее верности. Тот, кто знает, каково будет его возвращение, не совершит предательства. Мы живём в эпоху, когда большинство людей считает предательство хитроумием, а невежды называют таковых сметливыми. Да поразитих Аллах! Почему они так считают?» (Там же. Письмо 41), «Верность – прибежище и крепость власти» (Гурар ал-хикам. Т. 1, с. 50).
10. Равенство: «Он повелел ему, чтобы тот общался с людьми снисходительно, взирал на всех одинаково и считал одинаковыми в правах как родственника, так и чужака» (Тухаф ал-‘укул, с. 119), «Взирай на всех одинаково, дабы знать в твоей дискриминации не привязалась к притеснению слабых, а слабые не разочаровались в справедливости» (Нахдж ал-балага. Письмо 27).
11. Утверждение истины: «Всякий, кто поступает по истине, обретёт спасение», «Воистину, выше всех людей перед Аллахом тот, для кого поступать по истине приятнее, нежели по лжи, даже если это уменьшит его прибыль и создаст ему трудности, а ложь будет ему выгодна и принесёт большую прибыль» (Нахдж ал-балага. Хутба 125).
12. Мудрость: «Предводитель должен обладать мудрым сердцем, красноречивым языком и душой, твёрдо стоящей в истине» (Джамал ад-Дин Мухаммад Хонсари. Шарх Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам / Подг. Мир Джалал ад-Дина Хусейни Урмави. Т. 6. Тегеран, 1360/1981, с. 472).
13. Знание и образованность: «О люди! Более всего заслуживает халифата тот, кто в нём сильнее всех и лучше знает предписания Аллаха» (Нахдж ал-балага. Хутба 131).
14. Сила и власть: «О люди! Наиболее достоин власти тот, кто сильнее в ней» (Там же. Хутба 173).
15. Аскетизм: «Довольно для тебя следовать руководству Посланника Аллаха и считать его путеводителем к познанию недостатков земного мира и многих его низостей, когда из него были изъяты его привязанности и распростёрты для других, так что не испить от него и не воспользоваться его украшениями» (Там же. Хутба 160).
16. Близость к народу. Посланник Аллаха говорит: «Народ – семья Аллаха. Посему Аллаху милее те из людей, которые служат и приносят пользу семье Его» (Абу Джа‘фар ал-Кулини. Усул ал-кафи / Подг. ‘Али Акбар Гаффари. Тегеран, 1378/1959). Повелитель верующих в своём письме ‘Усману ибн Хунайфу, наместнику Басры, пишет: «Неужели я удовольствуюсь тем, что люди станут называть меня Повелителем верующих и при этом не стану делить с ними трудности судьбы? И не стану для них примером в жизненных испытаниях?» (Нахдж ал-балага. Письмо 45).
17. Использование представляющихся возможностей: «Возможности уходят, словно облака. Посему используйте прекрасные возможности» (Там же. Мудрое изречение 21).
18. Должная оценка, поощрение и наказание: «Да не будут добродетельный и злодей едины в твоих глазах, ибо это уменьшит рвение добродетельного в добре, а злодея побудит ко злу. Предназначь каждому из них то, что он сам себе предназначил» (Там же. Письмо 53).
19. Тщательность в выборе: «В выборе чиновников прояви тщательность и назначай их на должность только после испытания. И не вверяй им ответственность по своему желанию, не посоветовавшись с другими, ибо своевольное действие без оглядки на мнение других – притеснение и предательство» (Там же).
20. Уважение чужого достоинства: «Печалюсь я о том, что неразумные и порочные возьмут в свои руки дела этой общины и посчитают имущество Аллаха своим нежданным счастьем, и раздадут его, и сделают Его рабов своими рабами и возьмут их себе в услужение, и будут сражаться с праведниками и дружить с нечестивцами» (Там же. Письмо 62).
21. Контроль: «Оставь вместо себя кого-либо, а сам вместе с группой сподвижников район за районом обойди весь Ирак и разузнай о действиях чиновников и тщательно изучи их образ жизни» (Йусуф ал-Кази. Китаб ал-харадж. Бейрут, 1399/1980, с. 118).
Источник: ‘Абд ал-Хусайн Хосроупанах. Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство / пер. с перс. Б. Норик, М. Махшулов; научн. ред. Н. Мамед-заде, Б. Норик. – М.: Центр исследований и переводов «Ахли-бейт», 2017. – С. 175 – 178.