Этот научный труд – плод многолетней работы ведущих российских специалистов по истории исламской философии. Он вышел в свет под редакцией академика А.В. Смирнова, директора Института философии РАН. Уже во введении книга знакомит читателя с глубинными основаниями мировоззрения носителей исламской культуры, основаниями, на которые опираются представления об идеальной модели человеческого общества и реальном государственном устройстве. Эти же основания образуют единство классической исламской философии во всем многообразии ее направлений. «Сложившаяся в классическую эпоху классификация знания, активно использовавшаяся в фикхе, вероучении, философии и других областях, делит его на три уровня: уверенность (йакт гн), мнение (зтанн) и сомнение (шакк), которые определяются через соотношение некоего тезиса и его противоположности. Уверенность абсолютно исключает противоположность, мнение допускает ее как равновероятную, а сомнение предполагает как более вероятную. Уверенность — высший тип знания. Она означает «успокоенность» (итт ми’нвн) и непоколебимость, поскольку, во-первых, противоположность совершенно исключена, а во-вторых, необходимое знание достигнуто: уверенность, как правило, предполагает и полноту знания. Понимание уверенности как высшего типа знания характерно для арабо-мусульманской мысли, за исключением философского суфизма школы Ибн ‘Араби: здесь подлинность знания кардинально переосмысливается и понимается как непременная взаимная импликация двух противоположных тезисов, влекущих друг друга и невозможных друг без друга…» Авторы книги дают подробное описание всех основных направлений классической исламской философии: калам, фальсафа, философия озарения, философский исмаилизм и суфизм. Важное место в тексте занимает анализ различных аспектов философии Ибн Сины, в том числе сравнительное рассмотрение его учения о сущности разума и взглядов Аристотеля на этот вопрос. Ибн Сина, будучи выдающимся врачом, уделял особое внимание связи между умственной деятельностью и физиологией человеческого организма, но одновременно он твердо придерживался мнения о нематериальной природе души. Постклассический этап исламской философии представлен в книге философией истории Ибн Халдуна и философскими школами эпохи правления династии Сефевидов. Ибн Халдун известен тем, что он был не только философом, но и автором трактатов по вопросам экономики, причем сформулированные им закономерности настолько универсальны, что их активно используют современные экономисты. В издание включена обширная антология переводов классических философских текстов, которые помогают читателю получить из первых рук знания о взглядах таких мыслителей, как Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Кирмани, Джалал ад-Дин Руми, Мулла Садра и многих других.
Автор: Ольга Шатохина, Алекс Громов