Выдающийся мыслитель средневекового Востока Абу Хамид ал-Газали жил в эпоху расцвета интеллектуальной жизни Багдада. Его покровителем был знаменитый визирь нескольких сельджукских султанов, перс по происхождению, Низам ал-Мулк. Он обладал обширной властью в государстве и использовал ее – среди прочих важных дел – для создания системы учебных заведений. Низам ал-Мулк собрал вокруг себя ряд видных ученых того времени. Именно в этом кругу благодаря ему и оказался Абу Хамид ал-Газали, а вскоре просвещенный вельможа направил его преподавать в багдадскую школу Низамия, центральную из основанных ал-Мулком медресе. Ал-Газали возглавил это учебное заведение, у него учились многие из будущих известных мудрецов, например, Ибн аль-Араби и Абдул-Кадир Гилани.
После гибели ал-Мулка от рук ассасинов, с которыми визирь неустанно боролся, ал-Газали покинул Багдад и долго вел уединенный образ жизни. В этот период он написал свои самые значительные сочинения. Впоследствии сын погибшего визиря пригласил его снова преподавать в одной из школ Низамийя, на сей раз в Нишапуре.
«Правильные весы» – одно из наиболее интересных и сложных произведений ал-Газали. Его перевел и сопроводил предисловием академик В.В. Наумкин. Почему трактат назван именно так, объясняет сам ал-Газали: «Потому что большие весы подходят для многих вещей, малые наоборот, а средние – между ними. Первое мерило – самое обширное из мерил, поскольку им можно воспользоваться для познания общего и частного утверждений и общего и частного отрицаний, так что им можно измерять четыре вида знания. Что касается второго, то им можно измерять только отрицание, но и общее, и частное вместе. Что касается третьего, то с его помощью измеряется только частное, как я уже упоминал. Но из него следует, что один из терминов приписывается части другого, если оба они приписаны одной вещи; а то, что подходит только для частного частичного суждения, то, безусловно, малое». В своих произведениях ал-Газали пользовался уникальным способом полемики с оппонентами – сначала подробно излагал их взгляды, а потом уже опровергал их. В некоторых случаях исследователи его трудов даже причисляли философа к тем, с кем он спорил. Но во многих случаях именно благодаря ал-Газали и переводам его книг на латинский язык в средневековой Европе стали известны философские концепции арабских ученых.
Автор: Ольга Шатохина, Алекс Громов