Народы Ирана и сопредельных странах отмечают древний праздник Навруз с незапамятных времен. Навруз в переводе с персидского – новый день – день весеннего равноденствия, он знаменует приход весны, света и тепла, обновление всего живого. В разных формах этот праздник существовал не только в Иране, но и на Руси, в странах Западной Европы. Сегодня его элементы сохранились в традициях масленичных гуляний. В Иране с этим праздником связано множество радостных обычаев — прием гостей, и посещение друзей и близких, обмен подарками, приобретение новой одежды, украшение стола.
«В канун Нового года – Навруза – мы по традиции провели дома генеральную уборку с мытьем ковров. Соседи тоже были заняты уборкой домов и подворьев. Все мы стирали простыни, меняли покрывала и готовились к приему новогодних гостей. В Абадане новогодние визиты к друзьям и родственникам были особенно обильны. Каждый год жители Абадана принимали у себя многочисленных гостей из разных городов Ирана, особенно из Тегерана и Шираза».
М. Абад. Я жива
Каша, чеснок и гиацинты
Праздничные кушанья готовят сообща: сумаляк (суманак, саману) — кашу из проростков пшеницы, растительного масла и муки, томят на медленном огне всю ночь, при этом идет веселье, и все поют радостные песни. Даже в современных многоквартирных городских домах соседи ради этого собираются во дворе у очага. Среди старинных легенд о происхождении этого праздника есть истории о том, как в окруженном врагами городе люди собирали скудные запасы муки и вместе с проросшей пшеницей клали в общий котел, чтобы приготовить пищу для воинов, обороняющих крепость. Или о земледельцах, которые сообща варили кушанье перед тем, как приступить к новым трудам ради будущего урожая.
«Помимо обычая приготовления «саману», в различных районах Ирана на Ноуруз также готовят особые сладости и блюда. Например, жители Мазендарана и Гиляна делают на праздник сладкое печенье (колуче) и халву. В Бендер-Аббасе и на северном побережье Персидского и Оманского заливов готовят халву и печенье, а также особую сладость под названием «хальва-беренджи», которая делается из рисовой муки, растительного масла и сахара… Жители центральных районов Ирана также готовят особые сладости вроде баклавы и халвы. В провинции Фарс люди готовят в дни Ноуруза такие особые сладости, как сладкий хлеб (нан-е ширин), хлеб-йухе (нан-е йухе), печенье (колуче)…»
Бахаре Сазманд. Навруз: праздник, объединяющий народы
В большинстве районов Ирана во время наступления нового года накрывают праздничный стол «хафтсин», который включает в себя семь видов продуктов, названия которых начинаются на «син», то есть на букву «с», например, яблоки (сиб) – символ красоты, плоды лоха узколистного (дикая маслина, санджед) – символ любви, протертая каша из проростков пшеницы (саману) – символ плодородия, уксус (серке) – символ жизненного опыта и мудрости. Сумах (сомаг), одна из самых популярных в Иране специй, с незапамятных времен символизирует победу добра над злом. Чеснок (сир) во времена зороастрийцев был посвящен верховному божеству Ахура-Мазде, он традиционно является символом здоровья. Обязательно ставится на стол тарелка или чаша с заранее пророщенным до появления зелени зерном или чечевицей (сабзе). Еще одним непременный атрибутом праздничного стола являются крашеные яйца.
Кроме символических продуктов, пришедших из древности, есть и такие вещи, которые стали непременной частью празднования Навруза относительно недавно – это монеты, означающие пожелание богатства, и гиацинты как символ юности. Обычно на стол ставят столько гиацинтов, сколько в семействе детей. Почетное место занимает стеклянный кувшин или чаша, где плавают золотые рыбки.
В дни празднования Навруза обычай велит всей семье собираться у родного очага, а потом ходить в гости к родным и друзьям. Значение Навруза как дня, подчеркивающего важность родственных связей, было отмечено в решении о включении этого праздника в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
«Однажды по случаю наступления Нового года – Навруза – Сейед взял к себе домой двенадцать воспитанников приюта. Отец Сейеда, будучи человеком набожным и приветливым, радушно принял детей и всячески их развлекал, а мать Сейеда приготовила для них разные вкусные домашние кушанья, сладости и фрукты. Всем детям даже раздали подарки. Во дворе дома Сейеда росло большое дерево зизифус, которое называли зизифусом Сейеда. Вместо одного раза оно давало плоды несколько раз в году. Сейед говорил: “Отец настаивал на том, чтобы я привел детей домой, чтобы они отведали плодов этого дерева”».
Как и все семьи тех времен, семья Сейеда держала в своем доме кур и петухов. Мать Сейеда приготовила для детей омлет из куриных яиц. Дети с удовольствием поели омлет со свежим хлебом и плоды дерева зизифус. После этого они долго играли и резвились, а вечером, довольные и радостные, вернулись в приют».
М. Абад. Я жива
Непременной частью празднования является генеральная уборка в доме, очистка от мусора дворов и улиц, сбор и сжигание высохших листьев и веток деревьев в садах. В некоторых местах принято праздновать ночью при свете многочисленных костров, которые раскладываются во дворах, на улицах и даже на вершинах ближайших гор.
Навруз и календарь
С Навруза в Иране начинается отсчет каждого нового года. Точным моментом начала праздника является день весеннего равноденствия. На этом построен традиционный иранский календарь, впервые появившийся еще в глубокой древности, а потом усовершенствованный учеными-математиками, среди которых был знаменитый Омар Хайям.
В 1976 году последний шах Ирана решил заменить систему летоисчисления в стране, установив датой его начала день рождения древнего царя Кира Великого. Было провозглашено, что с того момента будут отсчитываться годы новой «шахиншахской» эры. При этом календарь остался прежним, и первый год по новому летоисчислению должен был начаться, как и раньше, с Навруза. Но народ Ирана категорически не принял шахскую реформу, и она была отменена.
Пробуждение добра
Изначально Навруз знаменовал начало земледельческих работ, а потому идеи плодородия и надежды на богатый грядущий урожай являлись главными. Отсюда и обилие кушаний на столе, и чаша со свежей зеленью, и пшеничная каша. Но кроме того есть среди праздничного убранства и зеркало, и горящие свечи, символизирующие победу света над тьмой.
О древних корнях праздника Навруз рассказывает и Фирдоуси в эпической поэме «Шахнаме». Современный писатель Мохаммад Реза Юсефи создал по мотивам этого эпизода из поэмы Фирдоуси оригинальную книгу «Первый в мире Навруз». В ней речь идет о временах, когда людьми правил мудрый и справедливый царь Джамшид. У него была верная помощница и советница, чудесная белая птица Сепиде. Но в то же самое время на земле еще вольготно чувствовали себя всевозможные дэвы, порождения злых сил. Однажды царь Джамшид решил избавить людей от страданий, причиняемых войнами, болезнями, сильными морозами и палящими засухами, а прежде всего тьмой невежества. Он вышел на бой с дэвами и после многих сражений сокрушил всех чудищ.
И вот, когда настала долгожданная мирная весна, царь призвал людей каждый год отмечать этот день – сообща веселиться, радоваться солнцу и теплу. Так появился праздник Навруз.
«Ледники растрескались, льды растаяли, воздух согрелся, родники забили ключом, и на всём свете настала весна. Люди стали радоваться и веселиться. И тогда царь Джамшид призвал всех с этих пор каждый год праздновать наступление весны: надевать новую нарядную одежду, ходить друг к другу в гости, радоваться. «Пусть этот день называется Наврузом, то есть Новым днём!» — сказал он. Это был первый в мире Навруз»
Мохаммад Реза Юсефи. Первый в мире Навруз
А в книжной серии «Шекарестан» представлена трогательная история о неудачливом разбойнике Зафаре, который решил похитить дядюшку Навруза («Дядюшка Навруз и сорок разбойников»). Дядюшка Навруз – аналог нашего Деда Мороза, он отвечает за приход нового года и дарит подарки. Зафар же с детства не любил, когда праздновали Навруз, потому что он был младшим в семье, а старшие родственники отнимали у него все сладости и подарки. Так он и остался невезучим, работу не смог найти, и даже другие разбойники не взяли его в свою шайку. Однако постепенно и в его очерствевшей душе просыпается раскаяние, ведь дядюшка Навруз всегда утешал его в детстве, а весенние цветы приносили радость.
С Наврузом связано множество древних легенд, и все они повествуют о дружбе, добрососедстве, совместном труде и взаимной поддержке.
Автор: Алекс Громов
Источник: http://terraart.ru/?p=10404