Анри Корбен (14 апреля 1903 г. – 7 октября 1978 г.) был французским философом, историком религий и исламоведом, крупнейшим популяризатором трудов шиитских мистиков и философов.
Отец Анри Корбена – Анри Артюр Корбен – управлял предприятием, а мать – Эмили Жанна Эжени, урожденная Фурнье, – умерла через десять дней после появления на свет своего единственного сына в апреле 1903 г. Будущий философ воспитывался в доме старшей сестры своего отца и ее мужа – Амели и Эмиля Петианри. Корбен получил традиционное католическое образование. С 1908 по 1915 г. молодой Анри посещает начальную школу Ларошфуко, после которой направляется в школу при аббатстве Сен-Мор и семинарию Сен-Сюльпис в Иссиле-Мулино, где учится до 1922 г. В период с 1923 по 1925 г. в Практической школе высших исследований (секция Религиозных наук) Корбен изучает средневековый латинский авиценнизм под руководством Этьена Жильсона, а также неоплатонизм, и в 1925 г. получает диплом по философии (licence de philosophie). Примерно в то же самое время он начинает свое знакомство с санскритом и арабским в Институте восточных языков (École des Langues Orientales). В 1928 г., после защиты диссертации на тему влияния стоицизма и трудов Блаженного Августина на творчество испанского поэта XVI в. Луиса де Леона, Практическая школа высших исследований присуждает Корбену научную степень. За эту работу он также был удостоен премии имени Луиса де Леона от Университета Саламанки.
Летом 1928 г., получив диплом Практической школы высших исследований по арабскому, персидскому и турецкому языкам, Корбен на два месяца едет в Испанию и работает в библиотеке Эскориала. В тот же год он знакомится со шведским иранистом Хенриком Самуэлем Нибергом и немецким исламоведом Хельмутом Риттером.
В октябре 1928 г. Луи Массиньон преподносит Корбену в подарок экземпляр литографического издания труда Шихаб ад-Дина Сухраварди (549–587/1154–1191) Ḥikmat al-ishrāq («Мудрость озарения») с комментариями Кутб ад-дина Ширази и глоссами Муллы Садры. В значительной степени именно знакомство Корбена с «мудростью озарения» Сухраварди определяет его последующий путь исламоведа и историка религий.
В ноябре 1928 г. Корбен становится сотрудником Национальной библиотеки Франции. Несколько месяцев спустя, в апреле 1929 г., он присоединяется к команде редакторов главного каталога Национальной библиотеки. Однако в предвоенный период его внимание как ученого обращено преимущественно на представителей немецкой философской мысли: так, к 1929 г. он переводит на французский некоторые отрывки из «Введения в метафизику» Мартина Хайдеггера. В июле 1930 г. он совершает свою первую поездку в Германию (Франкфурт-на-Майне и Марбург), где встречается с Рудольфом Отто, Рабиндранатом Тагором, Фридрихом Хейлером (1892–1967) проповедником внеконфессионального христианства, а также с учеником Хайдеггера Карлом Лёвитом (1897–1973). Во время поездки Корбен начинает систематически изучать труды Хайдеггера. В 1930 г. он также посещает лекции по раннему христианству, читаемые в Сорбонне Анри Шарлем Пуэшем.
В январе 1931 г. Корбен интенсивно общается с Александром Кожевым (1902–1968, при рождении Кожевников), французским философом русского происхождения, совместившим гегельянские идеи с континентальной философией. В Коллеж де Франс он посещает семинары Жана Барузи (1881–1953) об интерпретации Лютером учения апостола Павла. Во время данных занятий он также знакомится с наследием таких протестантских мистиков как Себастьян Франк (1499–1542), Каспар Швенкфельд (1489 или 1490–1561), Валентин Вайгель (1533–1588), Иоганн Арндт (1555–1621), Якоб Бёме (1575–1624) и Фридрих Кристоф Этингер (1702–1782). Благодаря знакомству с их трудами перед Корбеном открывается «феномен Священной книги» и значение герменевтического подхода (Fakhoury, ‘Hermeneutics’, 347). В том же году совместно со своими друзьями Дени де Ружмоном, Роланом де Пюри, Албером Мари Шмитом и Роже Жезекелем (Роже Брёйем) Корбен создает журнал Hic et Nunc, основная миссия которого заключалась в продвижении предложенной Карлом Бартом реформы протестантской теологии (в период с ноября 1932 по январь 1936 г. выходит одиннадцать выпусков журнала). Кроме того, в период с 1931 по 1934 г. Корбен выполняет обязанности помощника секретаря в Revue critique.
В 1932 г. Корбен встречает швейцарского теолога Карла Барта и публикует свой французский перевод работы швейцарца Die Not der evangelischen Kirche. Он также совершает поездку в Швецию, где встречается с филологом-компаративистом Жоржем Дюмезилем (1898–1986), преподававшем в то время в уппсальском университете, и во второй раз видится с Хенриком Самуэлем Нибергом. Во время своего пребывания в Германии он встречает в Гамбурге философа «символических форм» Эрнста Кассирера, по совету которого знакомится с кембриджскими неоплатониками (Fakhoury, ‘Hermeneutics’, 347). Примерно в это же время происходит встреча Корбена с русским философом Николаем Бердяевым (1874–1948), оказавшим значительное влияние на его взгляды: вслед за Бердяевым Корбен отвергает историзм, перенимая бердяевское эсхатологическое понимание христианства, «направленного на претворение в жизнь ecclesia spiritualis» (Fakhoury, ‘Hermeneutics’, 348).
В 1933 г. им был основан другой журнал, продвигающий идеи Барта, – Le Semeur. В том же году публикуется его первый перевод одной из работ Сухраварди (Mu’nis al-‘ushshāq, во французском переводе Le familier des amants). В том же году он женится на Стелле Ленар (1910–2003), дочери французского миссионера и этнографа Мориса Ленара (1878–1954).
В 1935 г. совместно с Паулем Краусом Корбен публикует французский перевод другого мистического трактата Сухраварди Āwāz-i par-i Jibra’īl, а совместно с Александром Кожевым выпускает перевод книги бельгийского теоретика социализма Анри де Мана (1885–1953) L’idée socialiste.
В период между 1 октября 1935 и 10 июня 1936 г. Корбен занимается исследованиями во Французском институте в Берлине, его несколько раз принимает Хайдеггер, с которым они уже виделись ранее в 1934 г. На это же время приходится окончание работы по переводу хайдеггеровской Was ist Metaphysik? Корбен верил, что труды Хайденнера дали ему «герменевтический ключ» к учениям мусульманских философов (Corbin, ‘De Heidegger’, 24; cf. Fakhoury, “Hermeneutics”, 349–350; Fakhoury, Henry Corbin and Russian, 13). Однако, можно предположить, что Корбен смог понять классическую исламскую философию в первую очередь благодаря своему знакомству с работами средневековых латинских холастов.
В 1937 г. Корбен замещает Александра Койре (1892–1964) в Практической школе высших исследований, где читает курсы лекций по наследию лютеранского теолога Иоганна Георга Гамана (1730–1788) и протестантской библейской герменевтике, впоследствии изданные в 1985 г. (Corbin, Hamann).
В 1939 г. Корбен публикует свою первую подробную работу, посвященную Сухраварди (Corbin, Suhrawardî d’Alep). Осенью 1939 г. он отправляется в Стамбул с целью подготовить микрофильмы манускриптов работ Сухраварди, хранившихся в библиотеках Стамбула. Корбен планирует пробыть в Стамбуле три (или, согласно некоторым источникам, шесть) месяцев (Proulx, 35), но из-за начала второй мировой войны не может вернуться во Францию и остается в бывшей турецкой столице в качестве директора Французского института археологии на шесть лет, вплоть до 1945 г. Это время он посвящает работе в стамбульских библиотеках и подготовке к публикации работ Шихаб ад-Дина Сухраварди, первый том которых выходит в свет в 1945 г. (Suhrawardî, Opera, vol. 1).
6 сентября 1945 г. Корбен, которому к тому моменту прислали замену на посту во Французском институте, покидает Стамбул и отправляется в Тегеран, куда прибывает 14 сентября того же года. В столице Ирана Корбен остается до июля 1946 г. В ноябре 1945 г. он выступает в Музее археологии с лекцией о зороастрийских мотивах в философии Сухраварди, а несколько месяцев спустя в 1946 г. публикует небольшую книгу на основе данной лекции (Corbin, Les motifs). Во время своего путешествия среди прочих заметных фигур Корбен встречает переводчика Авесты на современный персидский язык, Ибрахима Пурдавуда (1885–1968), и лингвиста Мухаммада Муина (1914–1971). В июле 1946 г. после семи лет работы за границей Корбен возвращается в Париж.
В 1947 г. его назначают руководителем отдела иранистики основанного незадолго до этого Франко-иранского института в Тегеране. Корбен занимает эту должность до 1973 г. Наиболее важным результатом его работы на данном посту становится серия книг Bibliothèque iranienne. При его жизни в этой серии выходят двадцать два тома, содержащие критические издания философских и мистических текстов. Как отметил Герман Ландольт, «данные издания, включаю[1]щие подробные, аналитические вступления и иногда переводы, вне сомнения, <…> прямо и непосредственно отражают понимание Корбеном иранской исламской философии (Landolt, ‘Corbin Orientalist’,486).
В 1949 г. по приглашению Ольги Фрёбе-Каптейн (1881–1962), основательницы сообщества Eranos (действовавшего с 1933 г. и по меньшей мере в течение первых тридцати лет своей деятельности находившегося под сильным влиянием швейцарского аналитического психолога Карла Густава Юнга (1875–1961)), Корбен выступает на ежегодной встрече сообщества в Асконе в Швейцарии. Он становится постоянным участником встреч сообщества, что, по утверждению Хакля, «привело к полной духовной свободе от любых форм экклезиастической или академической ортодоксии» (Hakl, 165). Корбен посещает встречи до 1977 г., и, в общей сложности, выступает с 24 докладами. (Proulx, 37). Среди тех, с кем он общался на данных встречах в Асконе были Карл Юнг (1875–1961), Мирча Элиаде (1907–1986), Гершом Шолем (1897–1982), нидерландский историк и философ религии Герард ван дер Леув (1890–1950), американский психолог Джеймс Хилман (1926–2011), австрийский музыковед Виктор Цукеркандель (1896–1965), японский эксперт по буддизму Дайсэцу Тейтару Судзуки (1894–1966), немецкий теолог и историк религии Эрнст Бенц (1907–1978). Из всех этих людей Юнг, несомненно, оказал на Корбена наибольшее влияние: явные отголоски воззрений швейцарского ученого можно найти во многих работах французского философа (см. например, Proulx 69–70). Как справедливо замечает де Смет, центральная для Корбена теория о mundus imaginalis, хоть и изначально развилась из творчества Сухраварди, в определенной степени сформировалась под влиянием психологического учения Карла Густава Юнга. (De Smet, ‘Cité’, 150). Некоторые исследователи (см., например, Proulx, 37–38) утверждают, что большую часть своих философский идей Корбен разработал, будучи вовлеченным в интеллектуальную среду Eranos, поэтому его работу следует рассматривать в контексте истории деятельности данного сообщества.
15 октября 1954 г. после публикации труда Avicenne et le récit visionnaire (аннотированного перевода на французский язык и исследования двух мистических трактатов Ибн Сины: Quiṣṣat Ḥayy ibn Yaqẓān и Risāla fī al-ṭayr) Корбен, по рекомендации Луи Массиньона, получает должность профессора на кафедре исламоведения и доисламских религий Аравийского полуострова (‘Directeur d’études pour l’Islamisme et les religions de l’Arabie’) в Практической школе высших исследований (Секция V), которую ранее занимал сам Массиньон (Annuaire 63 (1955–1956), 36). В данной должности Корбен проработает до своей отставки в 1974 г. В 1955 по 1973 г. он совмещает работу в Париже и Тегеране: каждую осень он преподает историю исламской теологии и философии на филологическом факультете Тегеранского университета. Таким образом, с середины 1950-х гг. Корбен, как правило, проводит осень в Тегеране, зиму в Париже, а весну в Асконе.
В 1958 г. после выхода L’Imagination créatrice dans le soufisme d’Ibn ‘Arabî – важного исследования о мистическом учении Ибн Араби – Корбен избирается почетным доктором (honoris causa) Тегеранского университета. С 1958 г. на протяжении следующих десяти лет, будучи в Тегеране, он регулярно проводит встречи с выдающимся шиитским ученым Мухаммадом Хусейном Табатабаи (1892–1981).
В 1964 г. Корбен публикует первый том своего труда Histoire de la philosophie islamique, des origines jusqu’à la mort d’Averroës (1198), написанного при содействии С.Х. Насра и О. Йахья. В том же году на конференции, посвященной символизму, он выступает с лекцией ‘Mundus imaginalis ou l’imaginaire et l’imaginal’, где формулирует свою знаменитую доктрину. Примерно в то же самое время у него устанавливаются дружеские отношения с философом и антропологом Жильбером Дюраном (1921–2012), позднее основавшим Centre de recherche sur l’imaginaire, также известный как L’École de Grenoble, впоследствии ставшим одним из ближайших по духу и разуму людей для Корбена.
В 1970 г. Корбен посещает Мешхед, где встречается с философом Сеййидом Джелал ад-Дином Аштийани (1304–1384 ш./ 1925–2005), профессором мешхедского университета, с которым обсуждает подготовку и издание Anthologie des philosophes iraniens depuis le XVIIe sciècle jusqu’à nos jours (первый том антологии вышел в 1972 г.; из семи запланированных томов увидели свет четыре).
В 1971 г. он публикует первые два тома своего самого важного труда – En Islam iranien: aspects spirituels et philosophiques, а также монографию по иранскому суфизму – L’Homme de lumière dans le soufisme iranien.
В 1972 г., находясь, возможно, под влиянием Жильбера Дюрана, Корбен вступает в масонскую ложу Les Compagnons du Temple du Saint—Jean (см. Clergue, 2/244, где опубликована фотография членской карточки Корбена, и 247). Деятельность Корбена в масонских ложах, равно как и последующее основание в 1974 г. Университета Святого Иоанна Иерусалимского (L’Université de Saint Jean de Jérusalem), следует рассматривать в контексте его растущей озабоченности кризисом современной цивилизации и науки, который, по его мнению, мог привести человечество к гибели в результате утраты духовных ценностей и эзотерических знаний. На данном этапе своей жизни Корбен пришел к выводу, что средства для борьбы с кризисом следует искать в духовном наследии самой западной цивилизации (а не на Востоке, как утверждал французский интеллектуал Рене Генон (1886–1951)). Поэтому он пытался создать организацию, которая способствовала бы возрождению духовных знаний, накопленных монотеистическими религиями (Fenton, Heschel, 104).
В 1973 г. Корбена избирают членом недавно созданной Императорской академии философии Ирана (позднее переименованной в Иранский институт философии), первым директором которой был назначен Сейид Хоссейн Наср. В том же году выходят третий и четвертый том корбеновского En Islam iranien.
В 1974 г., по прошествии двадцати лет работы в Практической школе высших исследований, Корбен выходит в отставку. Тогда же совместно с группой французских интеллектуалов-единомышленников – Робером де Шатобрианом, Жильбером Дюраном, Антуаном Февром, Ришаром Стоффером и несколькими другими – он основывает Centre international de recherche spirituelle comparée, более известный как Университет Святого Иоанна Иерусалимского (L’Université de Saint Jean de Jérusalem, USJJ). При жизни Корбена состоялось пять годовых собраний; они проводились и после кончины ученого вплоть до 1987 г., когда Стелла Корбен, после смерти своего мужа ставшая формальной главой центра, решила его закрыть, объявив что цели, заявленные при его учреждении, достигнуты. По результатам ежегодных встреч центра были опубликованы четырнадцать томов исследовательских материалов. Преемником USJJ стала Groupe d’Études Spirituelles Comparées, основанная Антуаном Февром и Жаном-Луи Вийар-Бароном, и просуществовавшая примерно до 2008 г.
Офис университета Святого Иоанна Иерусалимского, действовавшего под эгидой Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, располагался в Аббатстве Восель, резиденции приората ордена во Франции (Hakl, 275), но при этом был университет от ордена как идейно, так и юридически независим.
По утверждению самого Корбена, USJJ стал «проектом, ознаменовавшим вершину его научной карьеры, и осуществление мечты его молодости» (Corbin, ‘Post-Scriptum’, 52). Корбен утверждал, что университет сохранял дух и традицию духовного рыцарства, определенные еще в XIV в. Рульманом Мерсвином (около 1307–1382), германским мистиком из Страсбурга, предводителем братства Друзей Божьих (см. Jundt, Les amis и Rulman Merswin, а также Gorceix) как «ни церковные, ни светские», поскольку «время монастырей прошло». Главной целью университета, по словам Корбена, было «создание в духовном граде Иерусалима общего дома … для изучения и обретения духовных плодов трех великих авраамических религий» (Corbin, ‘Post-Scriptum’, 53). По словам друга Корбена и со-основателя университета, Робера де Шатобриана, университет Святого Иоанна Иерусалимского был учрежден «по инициативе группы рыцарей французского приората (prieuré de la Langue de France)», стремившихся пройти путь рыцарей духа (Robert de Châteaubriant, 13). Среди задач университета также указывалось исследование традиционного духовного наследия Востока (Robert de Châteaubriant, 22).
В том же 1974 г. Корбен выпускает второй том своей Histoire de la philosophie islamique, охвативший период от смерти Ибн Рушда до конца XIX в.
Участие Корбена в работе Иранского института исследований в области философии позволяет ему продолжить совершать поездки в Иран и после выхода в отставку. В 1975 г. совместно с С.Дж. Аштийани они публикуют второй том антологии. В 1977 г. выходят две важные работы, Philosophie iranienne et philosophie comparéeи L’Evangile de Barnabé et la prophétologie islamique, в которой он подробно рассматривает свою теорию Verus Propheta («истинного пророка»), а также высказывает предположение, что ранний ислам в значительной мере подвергся влиянию иудео-христианской секты эбионитов.
Корбен умирает в Париже 7 октября 1978 г. после нескольких месяцев болезни (рака легких, скорее всего, явившегося следствием привычки непрестанно курить во время работы). Он похоронен на кладбище в Монморанси (Вальд’Уаз), расположенном в одном из северных пригородов Парижа.
Источник: Корбен, Анри. Световой человек в иранском суфизме / пер. с фр. Ю.Н. Стефанова; предисл. и примеч. Я. Эшотса; отв. ред. Е.А. Фролова. – М.: ООО «Садра», 2021. – С. 8–17.