Книга включает в себя классические труды ученых Востока и работы современных историков, философов, специалистов по культуре исламского мира.
Ряд материалов сборника посвящен анализу многообразного научного и творческого наследия великого мудреца Ибн Сины. Так, статья Т.Г. Корнеевой «Проблема становления персоязычной философской прозы» знакомит читателя с ролью Ибн Сины в становлении новоперсидского языка как средства общения интеллектуалов, языка научных трактатов. Появление персоязычных трактатов стало одним из признаков возрождения Персии после арабского завоевания.
Другие работы рассматривают проблемы, связанные с точным переводом средневековых трактатов: что нужно сделать, чтобы смысл средневекового трактата стал доступен для понимания современного читателя и был правильно понят? В статье И.Л. Алексеева «Историко-социологическая концепция Ибн Халдуна как аналитическая модель социальной эволюции традиционного исламского общества» речь идет о важнейших аспектах научного наследия этого видного мыслителя. Осмысление Ибн Халдуном вопросов экономики, исторической методологии, социального устройства человеческого общества, функций государства – все это на много столетий опередило свое время и остается актуальным в наши дни.
«Ибн Халдун перешел от «истории пророков и царей» к истории человеческих сообществ, попытавшись выявить некоторые закономерности развития этих сообществ и объяснить их объективными причинами, кроющимися в природе людей. Поставленная Ибн Халдуном задача «исследования основ» и «принципов» общественной жизни позволила ему заявить о создании «новой науки», которая и является истинной историей. Он определил ее как важнейшую ветвь философии, то есть отнес к рациональным наукам. Методом же такой науки должен был стать критический анализ исторических сообщений с точки зрения здравого смысла и проверка достоверности содержащейся в них информации. В результате Ибн Халдун приходит к построению динамической модели исторического процесса, в которой развитие человеческих обществ протекает неравномерно и оказывается обусловленным целым комплексом факторов биологического и социально-экономического порядка.
В наиболее общем виде теория Ибн Халдуна о политических циклах сводится к следующему. Ибн Халдун выделяет три основных типа человеческого общежития: (1) «дикость», доземледельческий образ жизни, с элементарной социальной организацией и максимальной степенью вписанности в природную среду; (2) «кочевье», «пустыня», «сельская жизнь» или «примитивное состояние», под которым понимается в основном кочевой образ жизни, но также сюда включается и сельское земледелие; (3) «городская жизнь», или «цивилизация», периферией которой являются первые два типа. Именно взаимодействие «цивилизованного»/«городского» центра и «кочевой»/«сельской» периферии определяет динамику социального развития, по Ибн Халдуну. «Кочевники», которые живут в трудных социально-экологических условиях и для которых характерен низкий уровень потребления, высокий уровень групповой идентичности, солидарности и готовности к экспансии, периодически завоевывают «городской» центр, обеспечивающий политико-экономический рост общества, и основывают там правящую династию. Первоначально их власть не требует больших расходов и в силу этого не проявляет особо заметной тирании. По мере роста благосостояния «цивилизации» возрастает численность населения и уровень потребления материальных благ, сокращается объем ресурсов, возрастает налоговый гнет, усиливается тирания, что приводит к социально-политическому кризису, который заканчивается приходом новых завоевателей из «пустыни», начинающих новый цикл».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1600