Немецкий исламовед Йозеф ван Эсс анализирует возникновение и развитие в мусульманском мире богословской традиции «калам». Автор показывает тесную связь становления «калама» с развитием мусульманского общества в целом. У обычных членов общества появилась потребность в осознании своей культурной идентичности. Правители видели приоритетную задачу в укреплении собственной власти. Неподобающий образ жизни соперника в борьбе за трон или враждебного властителя становился серьезным аргументом в пользу борьбы с ним.
Идея миссии, распространения новой веры среди не-арабских народов, в первое время не имела особого значения. Новообращенными становились те, кто стремился улучшить свое материальное положение и социальный статус. Они получали возможность выучить язык и ассимилироваться среди арабских завоевателей. На завоеванных землях новообращенными преимущественно были люди из низших слоев. Те, кто их обратил в ислам, становились покровителями.
«Арабы позволяли сохранить религиозные убеждения тем, в ком они действительно нуждались; квалифицированные работники в управлении, медицине, астрологии еще долгое время – в Египте на протяжении столетий – оставались христианами, иудеями, зороастрийцами и даже манихеями. Большой приток неофитов в первые десятилетия обеспечивали военнопленные. Они попадали в рабство и только став мусульманами могли надеяться, что получат от хозяина свободу; освобождение раба было не просто актом гуманности, но либо искуплением за какой-то проступок, либо способом обрести рай. Позже сюда добавились беглые крестьяне, которые стали вторым по численности контингентом. Биографические источники отмечают всего лишь истории успеха; но, естественно, таковые были, как всегда, исключением. Однако условия для социального подъема были в самом деле необычайно благоприятными. Плен и институт клиентелы нивелировали социальные различия, которые господствовали в обществе побежденных; по крайней мере, таким образом ислам с самого начала создавал равенство. Кому однажды удалось поселиться в одном из новооснованных городов, возникших в Ираке, или же поступить на военную службу, как это чаще всего случалось в Сирии и Иране, тот быстро обучался грамоте и получал шанс пустить в ход приносимые им знания и более высокий уровень культуры. Иногда, например, в Иране, численность арабов была настолько незначительной, что у них не было иного выбора, кроме как заручиться помощью и благоволением своих новых мусульманских братьев».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1617