Сборник содержит статьи российских и иранских авторов, касающиеся различных аспектов Исламской революции и развития Ирана. Основное внимание уделено преобразованиям, произошедшим после 1979 года, роли духовенства и укреплению «умной силы».
Авторы статей анализируют обстановку в стране в последние десятилетия правления шаха. В 1954 году в Иране был принят закон «О поощрении иностранных инвестиций». Во время проведения шахских реформ 1960–70-х годов для развития иранской промышленности использовались иностранные технологии и капитал. Львиную долю прибыли забирали западные инвесторы.
Экономика шахского Ирана зависела от мировой цены на сырую нефть, которую добывали в стране иностранные нефтяные компании. Поскольку шах ориентировался на США, то в Иран новые технологии поставлялись американскими фирмами, а иранские товары массового спроса производились монопольными объединениями, среди совладельцев которых был сам шах, его родные и приближенные, а также – крупные компании с участием зарубежного капитала. Бедняки нищали, а шах, придворные и генералы получали миллионы долларов. В стране росло недовольство, охватывающее большинство слоев населения.
В тексте подчеркивается выдающаяся роль лидера революции аятоллы Рухоллы Хомейни. «Феномен Хомейни, его антимонархическая и антизападная деятельность произвели неизгладимое впечатление на широкие массы. Он стал живым символом антишахской революции, бросив вызов США. Его призывы к социальной справедливости олицетворяли в глазах народа защиту бедноты. В его постоянных заявлениях подчеркивалась необходимость сокращения разрыва между богатыми и бедными, обещание мусульманам процветания, предоставления жилья, работы, проведения в их дома электричества, водопровода и т.п. Крестьянам Хомейни обещал даровать землю. Фанатичные полупролетарские и пауперизированные городские и сельские низы составляли прочную опору Хомейни. Он говорил с ними на понятном им языке, в связи с чем жители трущоб и «городского дна» чувствовали себя частью шиитской общности, познав ощущение мусульманской солидарности. Образ Хомейни постепенно превращался в живую легенду». Аятолла Хомейни, несмотря на противодействия ряда государств, сумел реализовать идеи «революционного потенциала» ислама на практике.
Источник: http://xn--80a5aag9c.xn--p1ai/?p=282