В добродетельном городе действует слаженная, справедливая система. Каждый человек имеет своё определённое место и несёт конкретную ответственность, а глава города прилагает усилия для того, чтобы каждый член общества должным образом выполнял свои обязанности, которые в совокупности ведут к счастью. Воспитание и образование в этом отношении призваны служить сохранению и процветанию добродетельного города, и потому его цели оказывают на них самое большое влияние. Также определённое влияние на них оказывают стабильность системы города и разделение труда и обязанностей в нём.
В добродетельном городе счастье отдельно взятого человека и всего общества неразрывно. Идеальным является то общество, которое гарантирует счастье индивида, а счастливый индивид, будучи членом идеального общества, приводит свои мысли, взгляды и действия в соответствие с принятыми в добродетельном городе нормами. Поэтому система воспитания и образования в этом городе направлена на то, чтобы подготовить людей к членству и определённой роли в нём и привить им те знания и навыки, которые поведут их верной стезёй к подлинному счастью.
Цели воспитания и образования
Исходя из этого, можно заключить, что цели воспитания и образования, по мнению Фараби, таковы:
1. Обучение правильному мировоззрению и укрепление убеждённости в нём. Это вера в Аллаха, в действенный разум, в загробный мир, в подлинное счастье и возможность его достижения через познание и совершение богоугодных действий (ас-Сийаса ал-маданийа. С. 84–85).
2. Привитие необходимых навыков для выполнения обязанностей в добродетельном городе.
3. Побуждение и поощрение людей к действиям, соответствующим правильным убеждениям.
4. Побуждение и поощрение людей к выполнению своих гражданских обязанностей.
Правильное понимание человеком подлинного счастья является самым первым критерием для его принятия в членство в добродетельном городе. Потому что если он не считает за подлинное счастье то, ради достижения чего создан добродетельный город, он не может стать его жителем. И если он будет видеть своё счастье в чём-то другом после того, как станет членом, или жителем, этого города, то будет считаться «сорняком» (Фараби называет «сорняком» всех, кто вредит обществу), даже если физически совершает те самые действия, которые соответствуют требованиям его жителей (ас-Сийаса ал-маданийа. С. 104).
Человек не может достичь подлинного счастья без веры в Первоначало бытия и в то, что Первые главы (которыми изначально были посланники Аллаха) находят путь истины через действенный разум. Также одних лишь правильных убеждений недостаточно для того, чтобы найти подлинное счастье. Поэтому наряду с образованием не обходимо и воспитание, которое побуждает человека к совершению действий, соответствующих правильным убеждениям (Тахсил ас-са‘ада. С. 78).
Из вышеуказанных разъяснений явствует, какие места занимают первая и третья цели воспитания и образования в педагогических взглядах Фараби. Что же касается второй и четвёртой целей, то профессиональное образование, с одной стороны, необходимо ввиду разделения обязанностей и труда в обществе, а с другой – ввиду индивидуальных различий и способностей людей к учёбе и освоению профессии. Каждый житель добродетельного города занимается определённым делом, а занятие двумя и более делами не дозволено по трём причинам. Во-первых, у людей нет равных способностей, т.е. кто-то талантлив в одном, а кто-то в другом. Во-вторых, если человек займётся профессионально чем-то одним, то у него будет больше знаний и навыков в своей профессии. И в-третьих, качественное выполнение одной работы мешает качественному выполнению другой, так как и та, и другая требуют предельной концентрации сил (Фусул мунтаза‘а. С. 74–75; ас-Сийаса ал-маданийа. С. 75–77).
Выполнение общественных обязанностей является обязательным условием достижения счастья. И потому одно из первых побуждений жителей добродетельного города к счастью – это поощрение к выполнению социальных обязанностей.
Принципы воспитания и образования
Исходя из трудов Фараби, можно заключить, что принципы, на которых основываются все методы и решения, необходимые для достижения педагогических целей, это:
1. Воспитание и образование во имя счастья каждого члена общества.
2. Воспитание и образование неразделимы, потому что теоретическое и практическое обучение имеет смысл в том случае, если оно направлено на достижение цели добродетельного города. Из этого следует, что если обучение не приводит к искренней вере и осознанным действиям, в нём нет никакой пользы. Так, например, люди-сорняки, совершающие благие деяния формально, не считаются подлинными жителями добродетельного города.
3. Принятие во внимание индивидуальных способностей и склонностей к определённым наукам и искусствам.
4. Всеобщее образование. Поскольку жители добродетельного города стремятся к одной цели, хотя не одинаково способны достичь её, все они должны обучаться тем идеям и убеждениям, которые приведут их к подлинному счастью. Если же кто-то по разным причинам отдалится от соответствующих этому городу убеждений, то следует разными способами доказать ему их правильность и вернуть его на истинный путь (ас-Сийаса ал-маданийа. С. 104–105).
Источник: Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей / колл. авторов; пер. с перс. Дж. Мирзоева; научн. ред. Н. Нурулла-Ходжаевой. – Т. II. – М.: ООО «Садра», 2018. – С. 172–175.