Бурхан аз-закирин («Доказательство для поминающих») – книга философа и суфийского проповедника Даулатшах ал-Испиджаби, жившего на рубеже XVII-XVIII веков. С именем ал-Испинджаби связано распространение ислама в Сибири. Впервые с его сочинением можно познакомиться на русском языке благодаря работе замечательных российских ученых Е. Никитенко и А. Бустанова, снабдивших свой перевод развернутым историческим и филологическим комментарием.
Даулатшах ал-Испиджаби родился в Сайраме на юге современного Казахстана, получил образование в Бухаре у йасавийского шаха Мухаммада Шарифа, много путешествовал и несколько лет прожил в сибирском городе Тобольске. В книгу вошли оригинальные тексты его сочинений, написанные на персидском языке. Использование персидского языка было характерной чертой многих письменных литературных памятников, созданных в XVIII веке на территории Урало-Поволжья и Западной Сибири. Даже муфтии в Оренбурге того времени, составляли свои фетвы по-персидски. Распространению персидского языка, в указанных регионах Российского государства, а потом и Российской империи, способствовали тесные торговые и культурные связи со Средней Азией.
Представленные в книге сочинения Даулатшаха ал-Испиджаби созданы им в сибирский период жизни.
«Прежде всего следует знать, что миров и главных чертогов – пять. Первым идет абсолютно скрытое, [которое] также называют первым скрытым, и это – мир неподвижных сущностей. Второй – это мир [Божественного] величия, третий – мир бестелесных сущностей, четвертый – мир чувственно воспринимаемых вещей, пятый – форма совершенного человека. Нисхождений – четыре. Первое – перворазум, а его [низшие] уровни – это разумы и бестелесные сущности. Второе – запечатленные души и мир духов, его еще называют миром подобия. Третье – формы многосоставных сущностей и их [различные] уровни, от минералов до животных. Четвертое – форма совершенного человека, которая – последнее из нисхождений».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1652