Музыкальные традиции Востока примечательны не только красивыми мелодиями, дошедшими из глубины веков, но и сложной системой символов и философских понятий. В книге «Философия музыки» Г.Б. Шамили рассказывает про песенно-музыкальное искусство maqām, которое сохранилось в ходе многих столетий на разных языках — персидском, арабском, тюркских наречиях. Передача текстов и музыкальных приемов долгое время происходила исключительно в устной форме. Однако это не препятствовало развитию музыкальной теории, связанной с этим направлением. Только в XIX веке были сделаны первые попытки записать композиции с помощью европейских нот.
Автор исследует многие аспекты искусства maqām, включая его влияние на восприятие истории. В рамках песенно-музыкальной традиции время и деяния великих людей предстают иначе. «Личность самого автора не разграничивает время на прошлое и будущее, скорее собирает его в «непрестанное “сейчас”», которое формируется на пересечении парадигматической (вневременной) и синтагматической (временной) осей текста. Такой нарратив обладает иной логикой связности и отношения тождества-и-контраста. История как «рассказ» здесь не осваивает время и не становится функцией времени, скорее представляет сумму обновляющихся имен на «окружности», ориентированных относительно одной центральной точки». Одна из основных тем научной работы — классический средневековый трактат о музыке.
Автор: Алекс Громов
Источник: http://moskvam.ru/applications/dvizhenie-russkoy-literatury/shirokiy-krug_114.html