Эта книга представляет собой увлекательный рассказ о знаковых событиях и выдающихся людях Ирана от глубокой старины до наших дней. Древняя Персия была великой державой древнего мира, а ее армии страшился даже могучий Рим. Здесь творили великие поэты и художники, а ученые проникали в тайны природы, приумножив античных мудрецов. Рассказы о грандиозных сокровищах иранских владык волновали воображение и в далеких странах.
Уже в XIX веке правитель из династии Каджаров — Насреддин-шах — посещал Европу, где его с почетом принимали монархи разных стран. Во время его визита в Лондон королева Виктория для торжественной церемонии надела лучший из своих бриллиантов «Кохинор». Но шах легко преподнес ей в дар сразу два великолепных драгоценных камня.
В России шах среди прочего был очень впечатлен Собственным Его Императорского Величества Конвоем — элитным формированием из кубанских и терских казаков, охранявшим царскую семью. Шах пожелал, чтобы и в Персии было подобное подразделение. Так появилась Казачья его величества шаха бригада, более известная как Персидская казачья бригада. Ей впоследствии выпало сыграть ключевую роль в важных событиях персидской истории. В самом Иране тогда ощущалось влияние западной цивилизации. По инициативе выдающегося иранского государственного деятеля Амир-Кабира, занимавшего пост визиря при Насреддин-шахе, началась реконструкция старого города. Было открыто учебное заведение, получившее название — Дар-оль-Фонун («Дом знаний»). Впоследствии на его базе образовался первый иранский университет. В 1869 году в «Доме знаний» появилось отделение военной музыки, которое возглавил преподаватель из Франции — Альфред Жан-Батист Лемер. В европейской традиции военные оркестры исполняли не только марши на парадах, но и легкую музыку для развлечения публики в общественных пространствах городов того времени. Насреддин-шах увлекался вошедшим тогда в моду новым искусством — фотографией. Он лично делал снимки красивых пейзажей и постановочных моментов дворцовой жизни. А еще правитель коллекционировал драгоценную фарфоровую посуду. Эти изделия чаще всего привозилась из России. К концу ХIХ века знаменитый Матвей Кузнецов, являвшийся крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса и майолики в Российской империи, начал поставлять свою продукцию в Персию. Для этого кузнецовский фарфор был особо отделан: помимо красочно расписанный и позолоченных образом пиал, блюд для плова и кальянов, в Персию поставлялись оформленные в восточном стиле чайники, чашки и блюдца.
Появление кинематографа тоже не обошло стороной Персию. А первыми иранскими кинофильмами были несколько документальных короткометражных лент, которые снял придворный фотограф. Летом 1900 года шах Мозафереддин, путешествуя по Европе, лично ознакомился с новым видом искусства. И тут же приказал своему лейб-фотографу Мирзе Ибрахиму Аккас-баши приобрести кинокамеру. Фотограф шаха запечатлел тогда на кинопленку цветочный праздник в бельгийском городе Остенде. В числе первых иранских документальных лент была и та, где засняты львы в шахском зверинце. Десять лет спустя в Тегеране уже начали появляться кинотеатры. В них демонстрировались картины, многие из которых были сняты в России. Как и во всем мире, сеансы немого кино сопровождались живой музыкой — игрой на фортепиано или скрипке.
Вскоре после Октябрьской революции в феврале 1921 года между Советской Россией и Персией был заключен Договор о дружбе. В дальнейшем продолжалось развитие сотрудничества уже между Ираном (это название страны стало официальным с 1935 года) и СССР.
Автор: Ольга Шатохина
Источник: http://family-values.ru/biblioteka/aleks_bertran_gromov_iran_ot_kira_6887.html