Очередную свою монографию авторы — ведущие российские иранисты и кодикологи — посвятили коллекции персидских рукописей Санкт-Петербургского государственного университета. Как известно, в фондах Университета хранится ряд памятников письменности XIII – XX веков, интересных для исследователей как исторически, так и эстетически. Эти рукописные шедевры не только описываются, но и воспроизводятся в книге на красочных репродукциях.
В альбом, выпущенный при поддержке Фонда Ибн Сины, также включены два очерка. Первый из них излагает историю формирования университетской коллекции персидских манускриптов. Второй же повествует о развитии и распространению персидского языка, об особенностях и традициях культуры рукописной книги в Иране. «Инструментарий писца состоял из тростникового пера, перочинного ножа, твердой пластинки для очинки пера, чернильницы и чернил, палочки для размешивания чернил, бумаги и подкладываемой под нее гладкой дощечки. Обычно писец работал сидя на ковре, положив дощечку с бумагой на колено. Невысокие широкие столы использовались для рисования миниатюр и сложных каллиграфических работ. Средняя дневная производительность писца, по оценке знатока персидских рукописей О. Ф. Акимушкина, с учетом разных обстоятельств могла составлять 150 – 200 двустиший или 50 – 100 строк прозаического текста».
Миссия каллиграфии — художественно оформить, наглядно выразить вечные поэтические образы и непреходящие афоризмы. Неслучайно именно каллиграфическое искусство в значительной степени сформировало классическую книжную культуру самой Персии и всех стран, находившихся в сфере ее культурного влияния.
Автор: Алекс Громов