Воскресенье, 10 ноября, 2024
ДомойСМИ о нас2022Сайт «Литературной газеты» о книге Хамида-Резы Келичхани «Иранская каллиграфия. Знакомство с традицией»

Сайт «Литературной газеты» о книге Хамида-Резы Келичхани «Иранская каллиграфия. Знакомство с традицией»

С самых давних времен восточные каллиграфы славятся своим непревзойденным мастерством. В рецензируемой книге — впервые на русском языке — подробно рассказывается о том, как и когда зародилось искусство арабо-мусульманской каллиграфии. Автор тома, Хамид-Реза Келичхани, — не только выдающийся искусствовед, но и практикующий мастер-каллиграф; его мастер-классы проходили, в том числе, и в Российской государственной библиотеке. Келичхани отмечает: даже в наши дни, когда широкому зрителю доступны любые видеоуроки, лучшим способом изучения каллиграфии остается непосредственная передача навыков ученику от учителя. «Очень важные и малозаметные тонкости легче увидеть в письме наставника, нежели в каком бы то ни было объяснении. Как правило, выписывая образец или исправляя ошибки ученика, учитель попутно объясняет, сколько следует брать чернил, под каким углом держать перо (калам), какой должны быть толщина букв и их отношение к линии строки».

В книге подробно описаны этапы развития каллиграфии, особенности наиболее известных арабских и персидских почерков и даже сферы их применения. Для разных целей — составления рукописных книг, оформления официальных документов, нанесения надписей на стены дворцов — традиционно использовались разные шрифты. Многие специалисты считают, что каллиграфия в восточной традиции во многом заменила живопись, хотя именно Персия стала родиной всемирно известных художников-миниатюристов. Кроме того, в искусстве изящного начертания букв была явственно выражена философская идея о единстве формы и содержания — эстетической красоты текста и его «сокровенной» мудрости. Неслучайно даже в ХХ веке, когда книги стали печатать, а не переписывать, каллиграфия продолжила свой исторический путь: мастера положили начало полноценному направлению, в рамках которого текст стал пониматься как целиком и полностью художественный объект.

Автор: Алекс Громов

Источник: https://lgz.ru/neformat/dusha-podvigi-budushchee/

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ