В Институте философии РАН состоялась конференция «Исламоведение: факт, метод, интерпретация». Она проходила в течение двух дней – 2 и 3 февраля 2023 г. в зале заседания Ученого совета.
Первый день начался с выступлений с приветственным словом: академика А.А. Гусейнова (врио директора Института философии РАН), академика А.В. Смирнова (врио первого заместителя директора по научной работе Института философии РАН), Казема Джалали (чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации) и Х. Хадавимогаддама (президента Фонда Ибн Сины). Они отметили, что Институт и Фонд связывает многолетняя дружба и десятки реализованных проектов, и выразили надежду на укрепление научных связей между Россией и Ираном.
После приступила к работе секция «Метод». В ней были прочитаны все 9 запланированных докладов.
1. Академик А.В. Смирнов в своем выступлении «Философия и востоковедение» рассказал о том, как современный ученый узнает и разграничивает культуры, не относящиеся к европейским.
2. Доклад Ахмада Хусайна Шарифи, ректора Университет г. Кума, «Прикладная этика: чтойность и основания» был посвящен тому, как теоретическая этика может и должна применяться на практике.
3. Н.С. Кирабаев, профессор Российского университета дружбы народов, рассказал о роли научных школ России в развитии историко-философского исламоведения (вторая половина XX – начало XXI вв.), справедливо выделив вклад Института философии РАН в развитие отечественного знания об исламе.
4. Саййид Ахмад Гаффари, сотрудник Иранского института философии, в своем докладе раскрыл методологические основания современных исламоведческих исследований. Он описал современное состояние иранского исламоведения и представил собственную программу.
5. Мухаммад Джавад Исмаили, сотрудник Иранского института философии, в своем онлайн-выступлении на тему «Традиционное изучение философии в современном Иране» рассказал о том, как ближневосточная традиция философствования продолжается иранскими мыслителями сегодня.
6. Бахадыр Мусаметов, сотрудник Института истории Республики Узбекистан, представил доклад «Проблема изучения методологии научных исследований в средневековом мусульманском мире» на примере трудов Ибн Сины и аль-Фараби. Он раскрыл структуру средневекового научного знания, показал его сложность и неоднородность.
7. Р.В. Псху, руководитель Центра исследования философии и культуры Индии «Пурошоттама» Российского университета дружбы народов, осветила историю изучения раннего суфизма. Перечислив основные достижения европейских коллег, она предложила собственный подход к периодизации суфийской мысли и ее систематическому описанию.
8. Давуд Мехдизадеган представил возглавляемый им Научно-издательский центр гуманитарных и исламоведческих инициатив «САМТ». Он выразил надежду на сотрудничество с ведущими научными российскими центрами.
9. И.Р. Насыров, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, рассказал о важности междисциплинарного взаимодействия между различными гуманитарными науками. Он выразил уверенность в том, что настоящий ученый обязан поверять собственные теории практикой и свидетельством изучаемых традиций.
В промежутке между докладами состоялось торжественное подписание меморандумов о сотрудничестве между Институтом философии, Университетом г. Кума и Иранским институтом философии.
Во второй день конференции в секции «Факт, интерпретация» прозвучало 6 докладов.
1. А. Дирбаз, директор Иранского института философии, в докладе «”Феминистическое богословие” и природа влияния женщины на семью и общество» подверг критике современное «феминистическое богословие», разрабатываемое в иудейской, христианской и мусульманской традициях, и обосновал традиционный взгляд на положение женщин в обществе.
2. В.А. Дроздов, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, в своем выступлении «Проблема авторства средневековых персидских сочинений» представил отечественный проект по изучению средневековых персидских памятников. В частности, пользуясь методом цифровой стилеметрии, он смог установить авторство персидской поэмы «Сокровища тайн», приписываемой Изз ад-Дину Кашани.
3. Т.Г. Корнеева и Ю.Е. Федорова, научные сотрудники Института философии РАН, рассказали о принципах тавхида, разработанных Насиром Хусравом и Фарид ад-Дином Аттаром. Сравнительный анализ трудов Хусрава и Аттара позволил авторам доклада точнее описать своеобразие исмаилитской доктрины и суфийского мистицизма.
4. И.Р. Саитбатталов, доцент Уфимского университета науки и технологий, БашГУ, прочитал доклад на тему «Интерпретация суфийского в тюркоязычной литературе Урало-Поволжья: мотивы или основа?» Согласно ученому, отдельные элементы средневековой мусульманской мистической литературы были восприняты видными религиозными деятелями региона, во многом переосмыслившими строгие теоретические системы арабских и персидских арифов. Обнаруженные ученым суфийские мотивы, вошедшие в «канон» башкирской культуры, до сих пор служат предметом интереса религиоведов и литературоведов в дидактических сочинениях урало-поволжских улемов.
5. А.А. Лукашев и Ф.О. Нофал, научные сотрудники Института философии РАН, в своем выступлении «Метафизика действия в арабской и персидской философских традициях» раскрыли особенности мышления о действии в двух философских культурах – арабской и персидской.
6. Ширин Мохамад Альюсеф, аспирант Российского университета дружбы народов, рассказала слушателям о биографии и творчестве магрибинского мыслителя и государственного деятеля Ибн ал-Азрака. По мнению Альюсеф, в его концепции государства Ибн ал-Азраку удалось гармонично соединить установления фикха с достижениями современной ему арабо-мусульманской мысли.
Выступления докладчиков вызвали большой интерес у слушателей, в результате чего им были заданы вопросы, и в зале состоялась очень интересная и живая дискуссия.
В завершение мероприятия состоялась презентация подготовленных Фондом Ибн Сины совместно с Институтом философии РАН серии «Философская мысль исламского мира» и журнала исламской философии «Ишрак». Презентация была приурочена к 15-летию сектора философии исламского мира Института философии РАН.
Фотографы: Анастасия Калакуцкая, Дина Анохина