Века мелодий
Али Наги-хан Вазари считал музыку мировой наукой
Этот сборник представляет читателю статьи о музыкальных традициях большого культурно-исторического региона – от Ирана, Ирака и Турции до Северной Африки и республик бывшего СССР. Музыкальная антропология – сравнительно молодая дисциплина, начавшая формироваться после того, как значительное число исследователей пришли к выводу о невозможности рассматривать музыкальное наследие народов в качестве части одного только фольклора.
В одном из текстов автор повествует о женщинах-музыкантах, живших в Тимуридскую эпоху. В старинных исторических источниках женские имена певиц, музыкантш и танцовщиц, как правило, не упоминались. Это могло объясняться тем, что исполнители жили при дворах эмиров и знатных особ, а значит, выступали именно на женской половине дворцов, где их слушателями были лишь владыки и их жены. Помимо этого, в тексте указывается, что исполнительницами были и талантливые пленницы, доставленные из разных земель. «Вероятно, в каком-то смысле участие женщин в музыкальной жизни того периода можно считать следствием монгольского завоевания и влияния монгольской культурной традиции. Байани отмечает, что Чингиз-хан, находясь на отдыхе и предаваясь развлечениям, всегда брал себе в услужение группу красивых девушек, основной задачей которых было исполнение музыки для хана. Эта группа состояла главным образом из невольниц».
После первой революции и принятия Конституции в политической и культурной жизни Персии произошли перемены, затронувшие и музыкальное искусство. Одним из реформаторов музыки стал Али Наги-хан Вазари – «обновитель музыкальных традиций Ирана», музыкант, теоретик, композитор, педагог, прогрессивный общественный деятель.
Вазари родился в сентябре 1883 года в Тегеране, в семье высокопоставленного офицера Персидской казачьей бригады Мусы Хана Вазири и Биби Хатун Астарабади, персидской писательницы, сатирика и активистки женского движения. С детства он интересовался музыкой, а в 15 лет дядя стал обучать его игре на таре – струнном щипковом музыкальном инструменте. Виртуозная игра на последнем, полюбившаяся юноше, принесла ему мировую известность.
По окончании Первой мировой войны Вазири уехал в Европу, где в Париже и Берлине получал образование в области композиции, фортепиано и пения. На родину он вернулся спустя пять лет и уже через несколько месяцев открыл собственный музыкальный клуб, музыкальную школу и оркестр при ней. Затем Вазири стал проводить в Тегеране концерты по европейским образцам. В своей школе он обучал музыке не только мальчиков, но и девочек, что порой приводило к конфликтам. В 40 лет Вазири получил престижную должность директора столичной консерватории, а затем, в продолжение трех десятилетий, будучи профессором Тегеранского университета, читал лекции студентам и писал учебные пособия по музыке. «Важнейшее преобразование, которое Вазири произвел в теоретической и практической составляющей иранской музыкальной системы, состояло в использовании западной нотной записи, которая широко применяется в Иране и по сей день. Он считал музыку мировой наукой и имел целью разработать систематически изложенную теорию музыкальной системы иранского радифа на основе принципов и правил классической западной музыкальной теории». Вместе со своим учеником Рухолахом Халеки Вазири создал новое музыкальное направление, получившее название «школы Вазири–Халеки».
Исключительное значение для популяризации музыки имели распространившиеся в начале XX века в Персии зарубежные граммофоны и другое записывающее оборудование. Увлекавшийся путешествиями по Европе Мозаффар ад-Дин-шах в январе 1906 года подписал указ, касающийся граммофонов: «Поскольку Ассоциация звукозаписи в Америке показала светозарнейшему взору шаха свои весьма замечательные граммофоны с прекрасными машинами и высказала свои многочисленные соображения по совершенствованию и распространению этого качества Его августейшему высочеству, а потому для облегчения продажи и особой царской поддержки этого общества, в силу этого благословенного указа, мы удостоили указанное анонимное общество чести и гордости быть нашим особым поставщиком, дабы оно сподобилось этой царской милости среди подобных и равных, и приняли достаточные меры для продвижения и совершенствования этого качества. Постанавливаем, что приспешники высокого государства окажут помощь и содействие в продвижении истинных намерений, прогрессе и развитии этой фабрики, посчитав это своим долгом».
В том же году в Персии одна из компаний принялась продавать граммофоны и звукозаписывающие машины. Благодаря этому удалось записать выступления известных музыкантов и певцов «золотого века» иранской музыки. Так, удалось сохранить исполнение первого государственного гимна Персии «За здравие шаха», написанного в 1873 году франко-иранским композитором, основоположником академической музыки в Персии Альфредом Жаном Батистом Лемером. Окончив в 1863 году Парижскую консерваторию, он поступил на службу во французскую армию и спустя три года был откомандирован в Персию, где и провел более 40 лет своей жизни. Написанный Лемером персидский гимн исполнялся более трех десятилетий, пока в 1909 году не был утвержден новый.
Автор: Алекс Громов
Источник: https://www.ng.ru/non-fiction/2023-05-31/13_1176_antology.html