Воскресенье, 22 декабря, 2024
ДомойСМИ о нас2023«Независимая газета» о монографии Б.В. Норика «Очерки истории Англо-иранской войны 1856–1857 гг.»

«Независимая газета» о монографии Б.В. Норика «Очерки истории Англо-иранской войны 1856–1857 гг.»

Чей Герат?..

Борьба Британии и России за влияние в Центральной Азии

Обширный исследовательский труд современного отечественного ученого посвящен одному из важных эпизодов истории Ирана, который известен под названием Англо-иранской войны 1856–1857 годов. Главным поводом для этого конфликта стала осада персидскими войсками афганского города Герата. Но истинные причины при ближайшем рассмотрении оказываются намного глубже. Они тесно связаны с борьбой Великобритании и Российской империи за влияние в Центральной Азии, то есть со знаменитой «Большой игрой», тянувшейся много десятилетий.

Согласно англо-персидскому договору, подписанному 25 ноября 1814 года в Тегеране, шах обязался, насколько это возможно, препятствовать попыткам «какой-либо европейской державы» осуществить поход на Индию «через Хорезм, Татаристан, Бухару, Самарканд или по иным путям» и в случае войны англичан с афганцами снарядить армию в помощь англичанам за счет английского правительства. Британия же брала на себя обязательство выплаты субсидий Персии, обеспечения персидской армии своим военным снаряжением и инструкторами.

Помимо этого, в договоре указывалось, что Британия гарантирует финансовую помощь шаху в случае нападения на Персию какой-либо европейской страны 200 тысяч туманов в год. Эту сумму владыка Персии должен был израсходовать на повышение боеспособности своей армии. Условие выплат было одно: виновником войны, агрессором не должен был оказаться сам шах.

Именно на помощь англичан рассчитывал шах в войне с Российской империей. По приказу Фетх Али-шаха был созван тайный совет, на заседании которого помимо каджарских принцев и министров был и сэр Генри Уиллок (1790–1858), подполковник, британский посланник в Персии в 1815–1826 годах. На заседании этого совета было принято решение о начале войны с Российской империей (Русско-персидской войны 1826–1828 годов).

Несмотря на обещания и подписанный договор, британское правительство заплатило Персии в ходе Русско-персидской войны лишь однажды. И то с опозданием. Не оказали должной помощи в подготовке персидский армии и находившиеся в стране английские военные инструкторы. Не случайно наследный принц и главнокомандующий Аббас-мирза, создававший «новое» войско, набирал инструкторов из беглых российских солдат и офицеров.

Кроме военных обстоятельств непосредственному началу британского вторжения предшествовали и курьезные события. Одним из них стал конфликт между британским посланником в Тегеране Чарльзом Мэрреем и Мирзой Ака-ханом Нури, визирем правившего тогда Насреддин-шаха. Мэррей намеревался официально назначить иранского подданного Мирзу Хашем-хана Нури Эсфандийари британским агентом в Ширазе. Однако Хашем-хан не только принадлежал к тому же клану, что и визирь, но и его жена была родной сестрой одной из жен Насреддин-шаха. Поэтому перспектива его тесного сотрудничества с британской миссией очень не понравилась иранской элите. Ведь такой расклад бросал тень даже на царствующую династию. Тем более что в Тегеране начали распространяться слухи о личных отношениях между Мэрреем и женой Хашем-хана. В итоге брат женщины посадил ее под домашний арест в своей резиденции. Мэррей потребовал ее освобождения. Тогда же он обменялся с высокопоставленными представителями шахского двора серией писем, нарушавших нормы вежливости.

Разразился громкий дипломатический скандал. Британская пресса, не стесняясь, весьма прозрачно намекала на личные похождения посланника. В викторианской Англии столь явное нарушение приличий многими было воспринято негативно. Британцы, имевшие опыт жизни на Востоке, говорили, что подобное поведение может настроить все слои иранского общества против Англии. А с учетом «Большой игры» любой репутационный ущерб для Британии способствовал усилению позиций России в этом регионе.

Борис Норик пишет: «О. Лэйярд, выступая на заседании Палаты общин 3 марта 1856 г., резко осудил действия Мэррея, заявив, что, поддерживая ультиматум, выдвинутый последним, Англия сделала первые шаги на пути к войне с Ираном… Со своей стороны, Лэйярд утверждал, что, вступив в войну с Ираном, Англия заложит «фундамент для чувства вражды, которое не исчезнет никогда», а также потеряет свое влияние в Центральной Азии. Вероятную войну с Ираном он называет «ненужной и несправедливой». Лэйярд выражает опасение, что эта «глупая ссора» заставит Иран обратиться к России, позиции которой в Азии, несмотря на поражение в Крымской войне, усилились…»

Мэррей был вынужден покинуть Тегеран 5 декабря 1855 года. И впоследствии в высших кругах многих других стран именно этот скандал воспринимался как основная причина обострения отношений между Ираном и Англией, приведшего к началу военных действий. Большие потери и другие тяготы предыдущей Англо-афганской войны заставили британцев искать альтернативу доставке войск по суше. Решено было высадить морской десант на острове Карк, а потом переправиться на материк.

Потом англичане захватили прибрежный город Бушир, но выяснилось, что в Ширазе находятся значительные иранские силы. Британский командующий запросил подкрепление, которое прибыло примерно через месяц. После этого английские войска двинулись дальше, и 8 февраля 1856 года около селения Хушаб произошло сражение, ставшее самой значительной битвой в этой войне. Иранцы храбро сражались, хотя из стрелкового оружия у них были только устаревшие мушкеты. Особенно хорошо проявили себя кавалеристы, переходившие в контратаки даже под плотным огнем неприятеля. Тем не менее превосходство британцев в артиллерии было слишком велико, что и решило исход сражения.

Автор: Алекс Громов

Источник: https://www.ng.ru/non-fiction/2023-11-01/14_1198_asia.html

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ