Среда, 13 ноября, 2024
ДомойСМИ о нас2024«Независимая газета» о двухтомнике Ибн-Сины «Исцеление. Теология»

«Независимая газета» о двухтомнике Ибн-Сины «Исцеление. Теология»

Мир надлунный и подлунный

Новое издание виднейшего мыслителя средневекового Востока

Два тома этого издания содержат новый русский перевод классического труда мыслителя средневекового Востока – Ибн Сины. Он является одним из основоположников медицины как науки в современном ее понимании. В Европе он был известен под латинизированным именем Авиценна.

Ибн Сина родился в конце Х века в окрестностях Бухары. Будучи сыном ученого, он получил хорошее образование, а затем, достигнув отрочества, решил посвятить себя изучению медицины. Усердные занятия и талант быстро принесли ему успех. Через считаные годы Ибн Сина сумел вылечить местного правителя, которому на протяжении долгого времени оказывались не способны помочь именитые медики. Властитель, преисполнившись благодарности, пригласил молодого ученого на должность придворного врача. Такое возвышение позволило Ибн Сине получить доступ к дворцовой библиотеке, где хранились редкие научные трактаты. Но для себя он установил при этом непреложное правило – проверять практическим опытом любую информацию, почерпнутую из книг.

Впоследствии книги самого Ибн Сины на протяжении столетий оставались и на Востоке, и на Западе главными источниками медицинских знаний, а также основой для рекомендаций по правильному питанию и здоровому образу жизни в целом. При этом интересы Ибн Сины были намного шире одной лишь медицины, охватывая различные области как естественных, так и гуманитарных наук.

По мнению Артура Сагадеева, основателя отечественной традиции научного исследования арабо-мусульманской философии и перевода ее памятников, именно Ибн Синой средневековая восточная наука «во всей широте своей была философски обобщена, систематизирована, развита и в энциклопедической форме изложена».

В первой книге двухтомника разбирается объект и предмет первофилософии, описано деление философских наук на теоретические и практические, разбираются вопросы теологии.

В одном из разделов книги – «О влиянии надлунного мира на подлунный» – указывается, что небесные тела оказывают влияние на «тела здешнего мира через посредство свойственных им особых качеств». В другом разделе, «Недозволенные ремесла», говорится о необходимости запрещать ремесла, приводящие к переходу благ и имущества от одних к другим, примером которых можно считать азартные игры. Помимо этого, как указывает Ибн Сина, должны быть запрещены такие темные ремесла, как воровство, грабеж, сводничество и даже ростовщичество. В своих размышлениях над природой социально-экономических отношений Ибн Сина отмечает: «В одиночку человек не может добыть всего необходимого: один печет хлеб для другого, а тот ткет одежду для него; один доставляет другому вещи из далеких стран, а тот дает взамен что-нибудь местное».

Следующий раздел посвящен регламентации брака, который должен заключаться открыто, чтобы затем не было имущественных проблем. К тому же сокрытие брака может в дальнейшем привести к различным нарушениям, в том числе – с обязанностью кому-то помогать, тратиться. Далее речь идет о разводе: «Бывает и так, что некоторым людям попадается супруг, не соответствующий их уровню благообразного общения или вызывающий антипатию. Это становится причиной отвращения от него и стремления к другому…» В трактате указывается, что никакого права на развод не следует давать тому из супругов, кто наиболее легкомыслен, капризен и поддается смене настроений. Поэтому право на совершение развода следует доверять судьям, при необходимости оставляющим возможность для примирения супругов, а не их разлучения.

А вот жена, по мнению Ибн Сины, «имеет право быть оберегаемой». Но она должна быть сокрыта от взоров мужчин, и поэтому обязанность по добыче средств к существованию лежит на мужчине, который к тому же «получает радость от наличия детей». Начиная анализ роли человеческой души, Ибн Сина подчеркивает, что человек нуждается в чем-то большем, чем есть в природе, поэтому человек обращается не только к земледелию, но и к другим ремеслам, что объясняет необходимость сотрудничества между людьми. «В силу этих и других более скрытых и более важных причин человек нуждается в том, чтобы по природе своей иметь способность, благодаря которой другому человеку, с которым он соучаствует (в каком-то деле), он условным сигналом дает понять, что у него на душе». Такими средствами служат как звук, так и знак. Человеку также свойственно чувство благого и дурного, и одним из отличительных свойств людей является стыд. А в отличие от других живых существ людям присуща способность обдумывания будущих дел – предусмотрительность. Последующая глава посвящена доказательству того, что «конституция разумной жизни не запечатлена в телесной материи». Ибн Сина придерживается мнения, что души не могли быть множественными, поскольку души в телах различны, они не уничтожаются и не переселяются.

Во второй том включены разделы, посвященные психологии, натурфилософии и логике, а также очерк о философских воззрениях Ибн Сины. Автор перевода с арабского языка, комментариев и очерка – доктор философских наук Тауфик Ибрагим. Очерк носит название «Об авиценновской версии метафизики», и в нем подчеркнуто: Ибн Сина неоднократно указывает, что он старался следовать первоучителю – Аристотелю. Но при этом великий восточный философ далек от любого эпигонства и в «Исцелении» стремился не только использовать, но и развивать намеченные Аристотелем во «Второй аналитике» методологические установки. Завершают издание подробные примечания, а также словарь арабских терминов.

Автор: Алекс Громов

Источник: https://www.ng.ru/non-fiction/2024-04-03/14_1219_east.html

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ