В книге рассказывается о философских учениях, начиная с момента возникновения истоков арабской философии и заканчивая XXI веком, значении древнегреческой философской мысли в этом процессе, расцвете интеллектуальных поисков и последующем развитии философии в науке и литературе. «Что касается научного метода Ибн Рушда и Ибн Сины, то, по существу, не Аверроэс, а Авиценна изложил в своих трудах метод, который выводит знание из рамок античного аристотелизма и средневековой парадигмы, сближает его “эписистему” с новым временем, новой наукой. Можно было вспомнить о научных трудах суфия Омара Хайяма и о сочинениях Бируни, в частности о его “Индии” — труде, равного которому трудно найти в то время, хотя он и не имел воспитанников. Но виновата в этом уже политическая и идеологическая ситуация».
Одна из глав посвящена философии истории, связанной с именем Ибн Халдуна, выходца из знатного тунисского рода. Ибн Халдун, начавший карьеру придворным писцом при дворе магрибинских султанов, стал со временем советником, послом, министром. В возрасте сорока трех лет он посвятил себя науке и чтению лекций, потом бежал в Каир, затем недолго находился на службе у Тамерлана, сопровождая прославленного завоевателя в походах.
В течение всей своей жизни Ибн Халдун писал обширную «Автобиографию», а в последние годы — фундаментальный многотомный труд «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных народов». Размышляя над судьбами их правителей, ученый предпочел философский, рационалистический подход к пониманию проблем, причем практических, неразрывно связанных с жизнью общества. Отдельные разделы книги посвящены становлению новых философских течений и арабской философии второй половины XX века.
Автор: Алекс Громов
Источник: https://moskvam.ru/news/new_695.html