Вопрос о местонахождении рая и ада издревле занимал умы представителей всех религий. В некоторых преданиях говорится: когда некий иудей спросил имама ‘Али о том, где находятся рай и ад, он ответил: «Рай – на небесах, а ад – на земле» (Дайлами. Иршад ал-кулуб. С. 178).
Действительно, где они находятся?
Так как рай и ад не имеют отношения к материальному миру, ответы на все связанные с ними вопросы следует искать в откровениях из мира сокровенного, т.е. в айатах и преданиях.
Имеется множество айатов и преданий об истинности рая и ада (Субхани, Джа‘фар. Иранский сайт научных статей). Что же касается того, где они находятся, то некоторые ученые говорят, что согласно священным текстам рай находится над семью небесами, а ад – на седьмой земле (Бихар ал-анвар. Т. 8. С. 205). Однако мы не знаем, что подразумевается под небесами и землями, так как в самом Коране слово «небо» имеет разные значения.
А. Физическое небо.
Во многих айатах слово сама’ (небо) использовано в значении физического неба, которое имеет несколько смыслов:
1) верх: «Разве ты не видишь, что Аллах в качестве притчи привел непорочное слово, подобное чистому дереву, корни которого прочны, а ветви [уходят] в небеса?» (Коран, 14:24);
2) атмосфера: «И низвели Мы с неба воду благословенную и произрастили ею сады и злаки нив» (Коран, 50:9);
3) звезды и светила: «Благословен Тот, Кто устроил на небе башни [= созвездия] и поместил там светильник и сияющую луну!» (Коран, 25:61).
Б. Духовное небо.
Также во многих айатах слово сама’ (небо) использовано в значении духовного неба, которое тоже имеет несколько смыслов:
1) небо в значении места, где принимаются все решения: «Управляет Он [всеми] делами от неба и до земли…» (Коран, 32:5);
2) небо в значении высшего создания (Йазди, Мисбах. Ма‘арифи Кур’ан. Йазди. Кум. «Дар рахи хак». С. 234; Ризайи Исфахани, Мухаммад ‘Али. Пажухиши дар и‘джази ‘илмии Кур’ан. Т. 1. С. 134. Решт. «Мубин». Издание первое. 1380 г.с.х.): «И в небе – ваш удел и то, что вам обещано» (Коран, 51:22).
Что касается местонахождения рая и ада, ученые расходятся во мнениях по этому вопросу. Вот самые основные точки зрения:
1) рай находится на небесах, так как в Коране в рассказе о восхождении Пророка (С) в небеса сказано: «А ведь он видел его [= Джибрила], когда нисходил он в другой раз у Лотоса крайнего предела, при котором Сад прибежища» (Коран, 53:13–15);
2) рай и ад не материальны, поэтому не нуждаются в пространстве. Когда наступит конец света, небеса и земля будут скручены, но рай и ад не перестанут существовать;
3) рай и ад находятся снаружи и внутри этого мира соответственно.
В общем, как было сказано выше, эти вопросы связаны с потусторонним миром, и потому в айатах и преданиях нет ясных указаний на их счет. Следовательно, никто не может высказать однозначного мнения.
Источник: www.islamquest.net
Цитаты из Корана на русском языке приводятся по следующему переводу: Коран. Прочтение смыслов. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 624 с.
Перевод на русский язык организован Фондом исследований исламской культуры