В исламском мистицизме управление самим собой является условием участия в общественной жизни и в управлении другими людьми, то есть, конечно же, в рамках мистико-созерцательного подхода руководитель должен стремится к саморазвитию и самосовершенствованию и по своей воле достигнуть максимального уровня развития на всех составляющих своего бытия, однако конечная цель всех этих его усилий состоит не в том, чтобы принести свое бытие в жертву задаче развития и трансформации других людей.
Что касается связи между руководителем и подчиненными, то, согласно мистико-созерцательному подходу в чистом исламе, необходимо обратить внимание на несколько моментов:
– во-первых, основным условием поведения вышестоящего и нижестоящего является то, чтобы руководитель желал себе того же, чего желает своему коллективу, и считал условием своего совершенства совершенствование других людей, а в конечном счете применял по отношению к другим, в соответствии с теми или иными требованиями, тот же план онтологического развития, который он считает необходимым для себя;
– во-вторых, на практике это проявляется в любви и симпатии к другим людям, поэтому руководитель строит свою управленческую деятельность на основе доброжелательности, снисхождения, самоотречения и признания других людей выше себя;
– в-третьих, задачей руководителя должно быть то, чтобы благодаря своей практике и превращению в образец для других людей создавать условия для изменения ими своего поведения и самоуправления.
Необходимо отметить, что одним из основных условий реализации этой задачи является изменение самого себя и методики самоуправления, то есть, когда руководитель и подчиненный обладают самоуправлением, результатом этого становится эволюция отношений в обществе и развитие коллектива.
Источник: А.-Н. Амири, Х. Абеди-Джафари. Исламский менеджмент: подходы / перевод с перс. И. Гибадуллина; научный ред. С.Ю. Бабенкова. – М.: ООО «Садра», 2018. – 328 с. – [Экономика и право].