Семья формируется путём вступления в брак двух взрослых людей противоположных полов. Самая первая обязанность этих двух людей — достижение согласия и взаимопонимания. Общие цели и интересы подтолкнули их к совместной жизни. Но вместе с тем, это две разные личности со своим характером, со своими взглядами и ценностями. И для того чтобы достичь согласия они должны с течением времени отказаться от некоторых своих убеждений и предпочтений и принять соответствующие права и независимость друг друга (См. С. Минухин. Ханавада ва ханавадаи дармани (Семья и семейная терапия). С.87).
Первичная гармония
Ислам даёт каждому из супругов соответствующие их психологии советы, чтобы они могли наладить свои взаимоотношения наилучшим образом. В изречениях имамов особое внимание уделяется двум важным психологическим моментам, касающимся взаимоотношений с женщиной. Первый заключается в том, что психология мужчины и женщины отличаются друг от друга, поэтому мужчине не следует искать в женщине те особенности, которые видит в себе и других мужчинах, и ожидать того, что она будет во всём с ним гармонировать. Если он будет упорствовать в этом, то нанесёт удар по её личности (См. Хурр ‘Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 14. С. 123). Мужчине следует принять женщину со всеми её особенностями, а в некоторых вопросах учитывать её мнение. Второй момент заключается в том, что имамы в своих изречениях сравнивают женщину с базиликом (Там же. С. 120). Это указывает на нежность и ранимость женщины, на её чувственность и эмоциональность. Также в изречениях имамов говорится, что женщина — не герой, она не лидер в семье, которому свойственна сила, смелость и т.п. Из этого сравнения можно сделать вывод, что в женщине преобладают элементы красоты и чувственности, нежели смелости и стойкости.
С другой стороны, мужчина в виду особых социальных условий более подвержен стрессу, чем женщина. В рамках семьи, согласно исламу, на нём лежит ответственность в разных семейных вопросах, в том числе финансовых. На его долю выпадают проблемы, которые так или иначе повышают уровень его возбудимости и агрессивности. Кроме того, особый гормональный строй мужчины рождает в нём такие качества, как честолюбие, целеустремленность (См. Худапанахи. Раваншинасии физиулужик. С. 302; N. Carlson. Phsiology of Behavior. С. 479-500). Женщине следует принять во внимание такой психологический склад мужчины и как-то регулировать его. Только таким образом женщина сможет оказывать моральную поддержку мужчине в трудные моменты.
Обоюдное внимание супругов к особенностям друг друга может оказать большую помощь в достижении гармонии. В этом плане каждый из них должен активизировать положительные, а иногда и скрытые черты другого и постепенно исправлять его отрицательные качества. Но если они вместо того, чтобы принять свою вторую половину такой, какая она есть, будут подчёркивать её плохие качества и навязывать свои взгляды, то между ними будет ещё больше разногласий (См. Минухин. Ханавада ва ханавадаи дармани. С.87).
Таким образом, семья состоит из отдельных личностей, которые путём принятия основных принципов совместной жизни и следования им создают понятие «мы». Непризнание личностей и стремление к насильственной интеграции может оказать большой урон: от ухудшения отношений до распада семьи (См. Ф. Зимун. Мафахим ва ти’урихаи калиди дар ханавадаи дармани. С. 289).
Источник: Мухаммад Рида Салари Фар. Семья с точки зрения ислама и психологии / Мухаммад Рида Салари Фар; пер. с фарси Дж. Мирзоева. – М.: ООО «Садра», 2013. – С. 73–75.